Конференции

ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Червякова Валерия Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ "Основная школа с. Степная Васильевка", Ульяновская область, Мелекесский район

Аннотация: статья посвящена технологиям сотрудничества педагога с родителями учеников. Сформулированы основные определения по теме исследования. Выявлены ключевые принципы взаимодействия педагога и семьи учащегося. Проведен анализ традиционных действующих технологий сотрудничества учителя с родителями. Освящены современные средства взаимодействия. Уделено особое внимание современным техническим средствам как ключевым средствам в процессе сотрудничества учителя и семьи учащегося.
Ключевые слова: технологии, сотрудничество, педагог, учитель, образование, воспитание, ученик, семья, родители. Процесс формирования личности ребенка очень сложен. Для его успешного завершения требуется продолжительный период времени. Основным институтом, который формирует личность ребенка, является его семья. Ведь именно в семье ребенок может проявить свои способности, развить навыки общения и «отработать» нормы поведения в обществе. Именно по этой причине мы, педагоги, не только обучаем детей, но и занимаемся повышением педагогической грамотности родителей. Родители формируют у своего ребенка определенные жизненные принципы, обучают его правилам поведения, принятым в обществе. В связи с этим основной задачей педагогов в отношении с родителями становится организация сотрудничества, создание определенных взаимоотношений между учеником и сотрудниками образовательной организации. Для достижения поставленных задач мы используем различные формы работы. Этим обусловлена актуальность выбранной темы. Ведь от оптимального выбора технологии сотрудничества педагога с семьей зависит развитие ребенка, его эмоциональное состояние и дальнейшая комфортная адаптация в обществе.
Цель нашего исследования – провести анализ современных технологий сотрудничества педагога с семьей обучающегося. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть действующие технологии сотрудничества учителя с родителями; - выявить преимущества технологий сотрудничества; - сделать выводы об эффективности технологий взаимодействия. Методологическую основу исследования составили научные труды отечественных ученых в области психологии и педагогики. Выбор оптимальных по эффективности технологий взаимодействия педагога с семьей ученика всегда зависит от учителя. На протяжении всего развития нашего общества происходит постоянный поиск лучших форм и методов взаимодействия. Именно поэтому исследование целесообразно начать с основной терминологии. Конкретизация понятий «технология» и «сотрудничество» позволит установить связь между этими понятиями. В образовательной среде принято считать, что технология – это некий процесс или определенная последовательность действий, формирующая взаимоотношения между людьми. Теперь рассмотрим понятие «сотрудничество». Этот термин также используется во всех областях жизнедеятельности человека. Однако, обычно под «сотрудничеством» понимают определенные взаимоотношения людей в процессе их совместной деятельности. Теперь мы можем определить взаимосвязь «технологии» и «сотрудничества». Оба термина характеризуют человеческую деятельность. Они направлены на создание взаимоотношения между людьми. Таким образом, мы можем сформулировать основополагающие принципы межличностного взаимодействия, то есть взаимоотношения педагога и родителей. Во-первых, систематичность. Ведь сотрудничество может быть эффективным, при условии постоянного контакта участников отношений. Системный подход не предполагает ежедневную работу учителя с семьей. Сущность такого подхода заключается в разработке определенного плана действий. Сначала учитель определяет цель взаимодействия, далее разрабатывает план совместной работы с семьей. Во-вторых, стиль общения. Взаимодействие педагога и семьи ученика должно быть доброжелательным. Наставничество здесь не уместно. Максимальный эффект может быть достигнут только в форме сотрудничества. В-третьих, индивидуальный подход. Учитель не может использовать одинаковые средства для выстраивания взаимоотношений с родителями учеников. Важно учитывать особенности каждой семьи. И, наконец, динамичность. Этот принцип очень важен. Ведь все динамично: общество развивается, появляются новые технологии, меняются приоритеты и взгляды людей. Динамичность в сотрудничестве учителя и семьи ученика позволит максимально эффективно использовать современные возможности. Описанные выше принципы взаимодействия учителя и родителей ученика способны обеспечить гармоничное воспитание и развитие ребенка как личности, его комфортную адаптацию в коллективе, его социализацию в обществе. Таким образом, образовательный процесс должен базироваться на трех основных постулатах. Первый: непосредственно процесс обучения ребенка. Второй: внеклассная деятельность и мероприятия. Третий: система дополнительного образования. Важно отметить, что все три аспекта должны происходить в плотной взаимосвязи между собой. Образовательный процесс не может состоять лишь из процесса обучения. Ведь функция учителя не только давать новые знания, но и воспитать ребенка. Традиционными формами сотрудничества педагога с семьей принято считать: - родительские собрания; - беседы с родителями; - консультации; - анкетирования по различным вопросам; - различные открытые мероприятия (день открытых дверей, праздники и т.д.); - научные конференции. Традиционные формы сотрудничества учителя и семьи учащегося всегда направлены на достижение результата для каждого субъекта взаимоотношений. Уже привычные способы сотрудничества формируют личность ребенка, раскрывают его творческие способности, формируют фундамент этики и нравственности. Таким образом, применение традиционных форм сотрудничества школы и семьи способно не только развить ребенка, но и повысить его уровень самооценки. Результатом такой деятельности станет комфортная адаптация ребенка в новом коллективе, лидерство среди сверстников. Применение традиционных технологий взаимодействия обеспечивают родителям учащегося уверенность не только в образовательной организации, ее педагогическом коллективе, но и уверенность в своих возможностях для грамотного воспитания ребенка. Ведь эффективные технологии сотрудничества позволяют родителям воплотить педагогические возможности в полном объеме. Все перечисленные традиционные формы сотрудничества направлены на достижение единой цели – воспитание гармоничной личности. Сегодня особенно важно сотрудничество учителя и родителей учащегося. Ведь все чаще в одном классе обучаются дети не только с разным уровнем материальной обеспеченности, но и с разными ценностями и жизненными принципами. Родители обычно большую часть времени проводят на работе. Такая высокая занятость не позволяет им общаться с детьми, интересоваться их проблемами и успехами. Стремление родителей заработать приводит к постоянной усталости, стрессам. Следствием всего этого становится игнорирование воспитательных обязанностей по отношению к своим детям. Отсутствие внимания со стороны взрослых становится катализатором многих проблем в отношениях между родителями и детьми. Традиционные формы сотрудничества школы и учителя не измены на протяжении долгих лет. Сегодня все также действуют родительские комитеты, советы школы и класса. Такие объединения родителей необходимы, чтобы вовлечь семью в жизнь ребенка. Каждая традиционная форма сотрудничества направлена на укрепление связи между семьей и школой, между ребенком и родителями. Кроме перечисленных традиционных технологий сотрудничества важно отметить нетрадиционные формы взаимодействия. Например, создание различных проектов. Ведь проектная деятельность объединяет. В процессе работы над проектом необходимо учитывать мнение всех участников, находить компромисс, разрабатывать и реализовывать единый план действий. Такая форма взаимодействия часто используется учителями в работе с семьями учащихся. Проекты могут быть посвящены праздникам, культурным событиям и пр. Еще одной нетрадиционной формой взаимодействия являются выездные мероприятия. Поездки могут быть культурными. Например, групповые походы в кино или театр. Также поездки могут иметь спортивно – оздоровительную направленность. Например, спортивные соревнования между семьями на открытом воздухе. Такие мероприятия требуют колоссальной организационной подготовки. Однако при совместной деятельности учителя и родителей возможно достижение максимального результата в кратчайшие сроки. С развитием цифровых технологий возможности сотрудничества с родителями значительно расширились. Появились новые средства для взаимодействия. Сейчас мы активно используем видео связь для проведения конференций, собраний. Встречи с родителями все чаще проходят в онлайн–формате. С развитием инноваций у педагога появляется возможность сотрудничать с разными категориями семей. Главной особенностью такого подхода является техническая оснащенность учителя и его профессиональная и информационная компетентность. Современные IT – технологии не заменили традиционные технологии сотрудничества учителя и семьи. Они выступают в качестве одного из средств такого взаимодействия. Интернет-технологии стали неотъемлемой частью жизни большинства населения нашей страны. Однако обычное общение людей они не в силах заменить. Человеку всегда нужно «живое» общение, сочувствие, сопереживание и понимание. Это те чувства, которые техника пока не способна передать. Именно поэтому общение учителя с родителями на сайте организации, с помощью различных приложений лишь дополняет привычное человеческое общение. Современные технологии образуют единое образовательное пространство. В рамках этого пространства могут обмениваться информацией не только родители и учителя, но и весь педагогический коллектив. Это некая система, которая объединила в себе каждого субъекта образовательного процесса: учитель, воспитатель, директор, заведующие по отделениям и т.д. Преимущества использования современных средств в процессе сотрудничества педагога с семьей ученика очевидны. Во-первых, оперативность поступающей информации. Благодаря современным интернет-ресурсам родителям доступна информация в онлайн–режиме. При этом не требуется дополнительных сложных манипуляций. Обычно образовательные ресурсы устроены таким образом, что всю необходимую информацию родители могут увидеть через свой личный кабинет на сайте. Во-вторых, информационные ресурсы позволяют родителям обмениваться опытом, обсуждать актуальные вопросы и принимать коллегиальные решения по насущным проблемам. В-третьих, для получения необходимой информации не требуется личное посещение образовательного заведения. В-четвертых, родители всегда могут задать вопросы не только своему педагогу, но и логопедам, психологам и, конечно, руководству. В-пятых, особенно важна возможность учителя изучать специализированную литературу с помощью цифровых технологий. Таким образом, подготовка к занятиям становится комфортной, она не занимает много времени, а материал для занятия получается интересным и разнообразным. В заключении важно отметить, что наличие информационного ресурса у образовательного учреждения сегодня считается нормой. Применение современных средств сотрудничества учителя с семьей совместно с традиционными формами взаимосвязи способны обеспечить ребенка не только комфортным образовательным процессом, но и воспитать его как современного человека с широким кругозором. Ведь все технологии сотрудничества направлены на воспитание детей, в том числе формирование их отношений с родителями. Своевременное информирование, доступ к данным ребенка (его успеваемость и пр.) создает интерес семьи к школьной жизни ребенка, к его успехам в учебе. Родители активнее участвуют в школьной жизни, проявляют инициативу в мероприятиях образовательного и воспитательного характера.
2022-07-26 11:58 Июль 2022