Шмидт Анастасия Николаевна воспитатель МАДОУ № 2 "Солнышко", Свердловская область, г. Сухой Лог
С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений (статья 18 Закона РФ «Об образовании»). Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, формирование у него нравственно-положительного потенциала, именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. Основной задачей детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье. Одним из важных принципов реализации технологии взаимодействия с родителями в детском саду является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в общеобразовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников. Что же включает в себя понятие «взаимодействие»? Большинство ученых характеризуют взаимодействие как механизм межличностной связи участников педагогического процесса, другие исследователи акцентируют внимание на социальном характере связи индивида и сообщества (ближайшего и дальнего окружения).В педагогической литературе взаимодействие трактуется как «особая форма связи между участниками педагогического процесса, предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельности сферы участников, их координацию и гармонизацию, личностный контакт, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок». Таким образом, главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - тесное сотрудничество и личностное взаимодействие педагога ДОУ и родителей в процессе воспитания ребенка. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Воспитатели - первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими. Этапы технологии взаимодействия с родителями: 1 этап – поисково-диагностический (предварительное знакомство, предварительная диагностика); 2 этап – организационно-подготовительный (планирование); 3 этап – практическая реализация (реализация технологии через разные формы работы); 4 этап – аналитический (итоговое диагностирование); 5 этап – прогностический (корректировка планов, прогноз на перспективу) Принципы взаимодействия педагога с родителями: · Целенаправленность, систематичность, плановость. · Доброжелательный стиль общения, сотрудничество, а не наставничество. · Индивидуальный, дифференцированный подход к работе с учетом специфики каждой семьи. · Динамичность. Методы изучения семьи: · Анкетирование родителей. · Индивидуальные беседы с родителями, изучение запросов семьи. · Наблюдение за ребенком. · Индивидуальные беседы с детьми. · Обследование семьи с помощью проективных методик. · Посещение семей воспитанников. · Изучение тестов-рисунков детей типа «Мой дом», «Моя семья». · Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре «Семья». · Наблюдения воспитателем за взаимоотношениями родителей и детей во время приема детей в детский сад и ухода детей домой». Формы работы с семьей: общие, групповые, индивидуальные. Традиционные формы и методы работы с родителями: - Наглядная пропаганда: оформление информационных стендов, буклетов, папок-передвижек, выставок детских работ. - Посещение семей воспитанников. - Родительские собрания. - Беседы, консультации, конференции, встречи «за круглым столом». - Анкетирование по разным вопросам. - Дни открытых дверей: просмотр режимных моментов, НООД, утренников. - Участие родителей в массовых мероприятиях детского сада, выставках, конкурсах. - Организация работы родительского комитета группы, сада. Дни открытых дверей дают родителям возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной. Они могут сравнить поведение ребенка в семье и в детском саду, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий. Нетрадиционные (новые) формы работы педагогов ДОУ с родителями: - Создание семейных проектов: «Наша дружная семья», «Семейные гербы и родословные», «Маленькие открытия в моей большой семье», «Семейная мастерская». - Проект выходного дня: «Разведчики природы», «Поход выходного дня». «Мой Московский район» - Тематические мини-проекты. - Участие родителей в творческих конкурсах. - Клубы по интересам. - Организация библиотеки для родителей. - Выпуск газеты «Веселая семейка». - Моделирование и решение педагогических ситуаций. Использование ИКТ является одним из современных методов работы с родителями. На сегодняшний день в общеобразовательных учреждения страны широко используются электронные дневки. В ДОУ появились такие формы взаимодействия как сайт сада, группы. На которых размещается информация о детском саде, группе, презентация детского сада, фотоальбом «Давай познакомимся». Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют: · проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми; · возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе; · ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта; · увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира; · стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем; · размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания; · повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.