Конференции

ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Шмидт Анастасия Николаевна
воспитатель
МАДОУ № 2 "Солнышко", Свердловская область, г. Сухой Лог

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений (статья 18 Закона РФ «Об образовании»).
Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, формирование у него нравственно-положительного потенциала, именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. Основной задачей детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.
Одним из важных принципов реализации технологии взаимодействия с родителями в детском саду является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в общеобразовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.
Что же включает в себя понятие «взаимодействие»? Большинство ученых характеризуют взаимодействие как механизм межличностной связи участников педагогического процесса, другие исследователи акцентируют внимание на социальном характере связи индивида и сообщества (ближайшего и дальнего окружения).В педагогической литературе взаимодействие трактуется как «особая форма связи между участниками педагогического процесса, предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельности сферы участников, их координацию и гармонизацию, личностный контакт, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок».
Таким образом, главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - тесное сотрудничество и личностное взаимодействие педагога ДОУ и родителей в процессе воспитания ребенка. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Воспитатели - первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.
Этапы технологии взаимодействия с родителями:
1 этап – поисково-диагностический (предварительное знакомство, предварительная диагностика);
2 этап – организационно-подготовительный (планирование);
3 этап – практическая реализация (реализация технологии через разные формы работы);
4 этап – аналитический (итоговое диагностирование);
5 этап – прогностический (корректировка планов, прогноз на перспективу)
Принципы взаимодействия педагога с родителями:
·           Целенаправленность, систематичность, плановость.
·           Доброжелательный стиль общения, сотрудничество, а не наставничество.
·           Индивидуальный, дифференцированный подход к работе с учетом специфики каждой семьи.
·           Динамичность.
Методы изучения семьи:
·           Анкетирование родителей.
·           Индивидуальные беседы с родителями, изучение запросов семьи.
·           Наблюдение за ребенком.
·           Индивидуальные беседы с детьми.
·           Обследование семьи с помощью проективных методик.
·           Посещение семей воспитанников.
·           Изучение тестов-рисунков детей типа «Мой дом», «Моя семья».
·           Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре «Семья».
·           Наблюдения воспитателем за взаимоотношениями родителей и детей во время приема детей в детский сад и ухода детей домой».
Формы работы с семьей: общие, групповые, индивидуальные.
Традиционные формы и методы работы с родителями:
- Наглядная пропаганда: оформление информационных стендов, буклетов, папок-передвижек, выставок детских работ.
- Посещение семей воспитанников.
- Родительские собрания.
- Беседы, консультации, конференции, встречи «за круглым столом».
- Анкетирование по разным вопросам.
- Дни открытых дверей: просмотр режимных моментов, НООД, утренников.
- Участие родителей в массовых мероприятиях детского сада, выставках, конкурсах.
- Организация работы родительского комитета группы, сада.
Дни открытых дверей дают родителям возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной. Они могут сравнить поведение ребенка в семье и в детском саду, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.
Нетрадиционные (новые) формы работы педагогов ДОУ с родителями:
- Создание семейных проектов: «Наша дружная семья», «Семейные гербы и родословные», «Маленькие открытия в моей большой семье», «Семейная мастерская».
- Проект выходного дня: «Разведчики природы», «Поход выходного дня». «Мой Московский район»
- Тематические мини-проекты.
- Участие родителей в творческих конкурсах.
- Клубы по интересам.
- Организация библиотеки для родителей.
- Выпуск газеты «Веселая семейка».
- Моделирование и решение педагогических ситуаций.
Использование ИКТ является одним из современных методов работы с родителями. На сегодняшний день в общеобразовательных учреждения страны широко используются электронные дневки. В ДОУ появились такие формы взаимодействия как сайт сада, группы. На которых размещается информация о детском саде, группе, презентация детского сада, фотоальбом «Давай познакомимся».
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:
·           проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
·           возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
·           ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
·           увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
·           стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
·           размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
·           повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

2022-07-26 11:12 Июль 2022