ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Алфеева Татьяна Ивановна воспитатель МДОУ "Детский сад 91", г. Ярославль
Познание ребёнком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Успешность умственного, речевого и физического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Взаимодействие всех органов чувств, и процесс передачи сенсорных сигналов называют сенсорной интеграцией. Благодаря этому головной мозг контролирует реакции тела, эмоции и поведение. Автором сенсорной интеграции является калифорнийский трудотерапевт Джин Айрис, который работал с детьми и взрослыми, имеющие различные неврологические нарушения. Нарушения сенсорной интеграции проявляются в раннем возрасте: ребёнок позднее сел, пополз, взял игрушку и т.д. Если это процесс нарушен, то впоследствии ребёнок будет трудно ориентироваться в пространстве, самостоятельно одеваться, спускаться по лестнице, концентрировать внимание, запоминать стихи, у детей наблюдается задержка речевого развития…. Важно отметить, что наиболее благоприятное время для развития человека – это первые семь лет жизни. Я работаю с детьми с различными нарушениями развития: задержкой психического и речевого развития, нарушениями поведения в социуме. Поэтому, я изучаю различную педагогическую литературу, материалы интернет- ресурсов, а также сама разрабатываю игровые пособия для занятий и помощи детям правильно развиваться, и хорошо подготовится к школе. Интегрировать - значит собрать или организовать разные части в единое целое. Тогда части работают слаженно, как одна система. Сенсорная интеграция, необходимая для движения, речи и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. У детей моей группы наблюдаются определённые проблемы, поэтому на начало года у большинства был диагностирован низкий уровень развития, выявлены различные затруднения во всех образовательных областях, поведении. Так как я достаточно хорошо изучила индивидуальные особенности детей своей группы, то стараюсь корректировать деятельность детей во время занятий и в индивидуальной работе. То есть к каждому ребёнку выработан свой подход. Всё это очень важно и для того, чтобы помочь родителям правильно организовать домашние занятия с детьми, не допустить ошибок в воспитании своих детей. Дети с нарушением процесса обработки сенсорной информации нуждаются в поддержке. Чтобы каждый ребенок стал более успешным необходимо внимательное отношение к сильным и слабым сторонам, важно учитывать предпочтения детей. Ребенку нужно показать, как найти решение его проблем, знать, что с ним все хорошо, что это нормально, когда люди обладают разными возможностями, и что он может быть успешным в жизни. А для этого необходимо проводить специальные развивающие мероприятия, направленные на улучшение интеграции между различными сенсорными системами. Несколько лет назад в группе я организовала сенсорный центр, в котором представлены игры и пособия, направленные на обогащение чувственного опыта детей, развития тактильных ощущений. Ценность сенсорного центра заключается в его универсальности: здесь дети смотрят, трогают, слышат и чувствуют. В большинстве своём в центре созданы пособия из бросового материала, так как раньше игрушками нас не обеспечивали, как сейчас. И все материалы, пособия, игры собирались постепенно. Что-то приобреталось родителями. В настоящее интересные игры предоставляются детским садом. Ну и я, конечно, продолжаю собирать разные коробочки, крышечки, трубочки и т.д. Сенсорный центр предназначен: · для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и вкус.); · развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности; · снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей; · создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка; · активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти); · повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников. Сенсорный центр включает в себя несколько видов зон, с определённым набором средств, стимулирующих сенсорное развитие детей. - мягкая: мягкие игровые модули (для младшего возраста), - зрительная: зеркала разных размеров, переливающиеся ткани, разные виды бумаги, иллюстрации с изображением природного ландшафта, карманные фонарики, цветные стёклышки и камешки, бусы, пуговицы, калейдоскоп, фольга, газовые и шелковые платки различных цветов, мыльные пузыри, цветные прищепки; - звуковая: музыкальный центр с набором кассет и CD дисков, музыкальные инструменты: ложки, треугольник, бубен, маракасы, музыкальные игрушки, музыкальные шкатулки, звенящие мячи, погремушки, шумовые банки, звучащие коробочки, свистки, колокольчики, музыкально-дидактические игры; - тактильная: сухой душ из лент, тактильные панно с различными видами застежек: пуговицами, молниями, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, кнопками, липучками, сенсорная тропа для ног, мешочки с наполнителями - горох, фасоль, разные крупы; массажный коврик, различные по форме и степени жесткости кисточки, щётки, губки; пемза; мячики из меха, с шипами, колючками, пуговицы, кусочки поролона, шарики пенопласта; пластилин. Предлагаю вам для примера несколько игр на взаимодействие разных органов чувств. На развитие тактильного восприятия: 1. Игры с крупами и макаронами: «Пересыпание», «Раскладывание», «Просеивание», «Золушка». 2. Игры с песком являются мощным средством развития тактильной системы. Так в работе с детьми моей группы применяем такие игры как: «Отпечатки рук», «Что же спряталось в песке?», «Узнай на ощупь», «Спрячь игрушки сам» и другие. На развитие внимания и слуха ребёнка, умение различать действия человека по звуковому сопровождению: 1. Выстукивание ритма: взрослый стучит-ребёнок повторяет (деревянными ложками, фломастерами, пластиковыми бутылками и т.д.) 2. Пропевание: взрослый напевает-ребёнок повторяет (начинать с простых мелодий). 3. «Узнай по звуку»: дети сидят спиной к воспитателю, воспитатель производит шумы и звуки разными предметами (бросает на пол ложку, мяч,….; ударяет предмет о предмет, перелистывает книгу, мнёт или рвёт бумагу, …) 4. Выкладывание крышек, камешек, стёклышек, ракушек, бусинок и т.д. в определённой последовательности, выполняя различные задания, использую словестную и зрительную инструкции. На развитие зрительной памяти, зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы, величины предмета: «Чего не стало?», «Загадочный силуэт», «Волшебное превращение», «Найди предмет, похожий по форме, цвету и т.д…» Главное, что при выполнении сенсорных игр не надо принуждать ребёнка. При выполнении таких упражнений ребёнку отводится ведущая роль. Тогда будет результат.