Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Алфеева Татьяна Ивановна
воспитатель
МДОУ "Детский сад 91", г. Ярославль

Познание ребёнком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия.
Успешность умственного, речевого и физического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Взаимодействие всех органов чувств, и процесс передачи сенсорных сигналов называют сенсорной интеграцией. Благодаря этому головной мозг контролирует реакции тела, эмоции и поведение.
Автором сенсорной интеграции является калифорнийский трудотерапевт Джин Айрис, который работал с детьми и взрослыми, имеющие различные неврологические нарушения.
Нарушения сенсорной интеграции проявляются в раннем возрасте: ребёнок позднее сел, пополз, взял игрушку и т.д. Если это процесс нарушен, то впоследствии ребёнок будет трудно ориентироваться в пространстве, самостоятельно одеваться, спускаться по лестнице, концентрировать внимание, запоминать стихи, у детей наблюдается задержка речевого развития…. Важно отметить, что наиболее благоприятное время для развития человека – это первые семь лет жизни.
Я работаю с детьми с различными нарушениями развития: задержкой психического и речевого развития, нарушениями поведения в социуме. Поэтому, я изучаю различную педагогическую литературу, материалы интернет- ресурсов, а также сама разрабатываю игровые пособия для занятий и помощи детям правильно развиваться, и хорошо подготовится к школе.
Интегрировать - значит собрать или организовать разные части в единое целое. Тогда части работают слаженно, как одна система.
Сенсорная интеграция, необходимая для движения, речи и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.
У детей моей группы наблюдаются определённые проблемы, поэтому на начало года у большинства был диагностирован низкий уровень развития, выявлены различные затруднения во всех образовательных областях, поведении.
Так как я достаточно хорошо изучила индивидуальные особенности детей своей группы, то стараюсь корректировать деятельность детей во время занятий и в индивидуальной работе. То есть к каждому ребёнку выработан свой подход. Всё это очень важно и для того, чтобы помочь родителям правильно организовать домашние занятия с детьми, не допустить ошибок в воспитании своих детей. Дети с нарушением процесса обработки сенсорной информации нуждаются в поддержке. Чтобы каждый ребенок стал более успешным необходимо внимательное отношение к сильным и слабым сторонам, важно учитывать предпочтения детей. Ребенку нужно показать, как найти решение его проблем, знать, что с ним все хорошо, что это нормально, когда люди обладают разными возможностями, и что он может быть успешным в жизни. А для этого необходимо проводить специальные развивающие мероприятия, направленные на улучшение интеграции между различными сенсорными системами.
Несколько лет назад в группе я организовала сенсорный центр, в котором представлены игры и пособия, направленные на обогащение чувственного опыта детей, развития тактильных ощущений.
Ценность сенсорного центра заключается в его универсальности: здесь дети смотрят, трогают, слышат и чувствуют. В большинстве своём в центре созданы пособия из бросового материала, так как раньше игрушками нас не обеспечивали, как сейчас. И все материалы, пособия, игры собирались постепенно. Что-то приобреталось родителями. В настоящее интересные игры предоставляются детским садом. Ну и я, конечно, продолжаю собирать разные коробочки, крышечки, трубочки и т.д.
Сенсорный центр предназначен:
· для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и вкус.);
· развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
· снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
· создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
· активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
· повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Сенсорный центр включает в себя несколько видов зон, с определённым набором средств, стимулирующих сенсорное развитие детей.
- мягкая: мягкие игровые модули (для младшего возраста),
- зрительная: зеркала разных размеров, переливающиеся ткани, разные виды бумаги, иллюстрации с изображением природного ландшафта, карманные фонарики, цветные стёклышки и камешки, бусы, пуговицы, калейдоскоп, фольга, газовые и шелковые платки различных цветов, мыльные пузыри, цветные прищепки;
- звуковая: музыкальный центр с набором кассет и CD дисков, музыкальные инструменты: ложки, треугольник, бубен, маракасы, музыкальные игрушки, музыкальные шкатулки, звенящие мячи, погремушки, шумовые банки, звучащие коробочки, свистки, колокольчики, музыкально-дидактические игры;
- тактильная: сухой душ из лент, тактильные панно с различными видами застежек: пуговицами, молниями, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, кнопками, липучками, сенсорная тропа для ног, мешочки с наполнителями - горох, фасоль, разные крупы; массажный коврик, различные по форме и степени жесткости кисточки, щётки, губки; пемза; мячики из меха, с шипами, колючками, пуговицы, кусочки поролона, шарики пенопласта; пластилин.
Предлагаю вам для примера несколько игр на взаимодействие разных органов чувств.
На развитие тактильного восприятия:
1.         Игры с крупами и макаронами: «Пересыпание», «Раскладывание», «Просеивание», «Золушка».
2.         Игры с песком являются мощным средством развития тактильной системы. Так в работе с детьми моей группы применяем такие игры как: «Отпечатки рук», «Что же спряталось в песке?», «Узнай на ощупь», «Спрячь игрушки сам» и другие.
На развитие внимания и слуха ребёнка, умение различать действия человека по звуковому сопровождению:
1.         Выстукивание ритма: взрослый стучит-ребёнок повторяет (деревянными ложками, фломастерами, пластиковыми бутылками и т.д.)
2.         Пропевание: взрослый напевает-ребёнок повторяет (начинать с простых мелодий).
3.         «Узнай по звуку»: дети сидят спиной к воспитателю, воспитатель производит шумы и звуки разными предметами (бросает на пол ложку, мяч,….; ударяет предмет о предмет, перелистывает книгу, мнёт или рвёт бумагу, …)
4.         Выкладывание крышек, камешек, стёклышек, ракушек, бусинок и т.д. в определённой последовательности, выполняя различные задания, использую словестную и зрительную инструкции.
На развитие зрительной памяти, зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы, величины предмета: «Чего не стало?», «Загадочный силуэт», «Волшебное превращение», «Найди предмет, похожий по форме, цвету и т.д…»
Главное, что при выполнении сенсорных игр не надо принуждать ребёнка. При выполнении таких упражнений ребёнку отводится ведущая роль. Тогда будет результат.


2022-07-26 08:42 Июль 2022