МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «В ИГРЫ ИГРАЕМ – РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ»
Шишулина Елена Павловна учитель-логопед Баранова Елена Борисовна учитель-логопед СП «Детский сад «Центр коррекции и развития детей» ГБОУ ООШ № 18 г. Новокуйбышевска
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, построение взаимодействия с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений является одним из условий для успешной реализации в группах компенсирующей направленности адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования. Повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей является одной из важных задач во взаимодействии учителя-логопеда с семьями воспитанников. В своей работе мы используем различные формы сотрудничества с семьями воспитанников: информационно-аналитические, наглядные, познавательные, досуговые, с использованием информационно-коммуникационных технологий. В работе с воспитанниками среднего возраста с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) уделяем большое внимание организации и проведению познавательных форм взаимодействия, к которым относится мастер-класс «В игры играем – речь развиваем». Цель мастер-класса: знакомство родителей с практическими игровыми приемами развития у детей 4 – 5 лет с ОНР лексико-грамматического строя, мелкой моторики как основы для дальнейшего овладения навыком письма. Мастер-класс состоит из 3 частей: первая – игровые приемы развития словаря, вторая – игровые приемы развития грамматического строя, третья – игровые приемы развития мелкой моторики пальцев рук. Рассмотрим подробнее содержание каждой части мастер-класса. I часть – игровые приемы развития словаря. В первой части мастер-класса вниманию родителей были представлены игры для развития словаря детей. Игра «Чудесный мешочек» Перед родителями выставляются мелкие предметы (игрушки, муляжи): стол, стул, диван, морковь, лук, огурец, апельсин, яблоко, лимон, кошка, собака, корова. Далее представленные предметы помещаются в «чудесный мешочек». Логопед предлагает родителям на ощупь определить, какой предмет находится в мешочке. После того, как все предметы извлечены из мешочка, родителям предлагают распределить предложенные предметы на группы, назвать каждую группу предметов «одним» словом: «овощи», «мебель», «животные», «фрукты». Игра «Какой – какая – какое?» Логопед предлагает родителям подобрать как можно больше слов-признаков к названиям предметов из предыдущей игры. Например, к слову «апельсин». Апельсин (какой?) … большой, вкусный, спелый, сочный, оранжевый. Игра «Подбери словечко» Родителям предлагают подобрать слова-действия к существительным, например, к слову «кошка». Кошка (что делает?) … спит, лакает, играет, прыгает, лежит, мяукает). Для того чтобы процесс подбора слов-признаков и слов-действий сделать интересным для детей, в работе используются различные игровые приемы: выкладывание башенки из кубиков, использование цифрового ряда, использование прищепок. Игра «Скажи наоборот» Данная игра проводится с мячом. Родителям предлагают подобрать слова-антонимы, сказать «словечки-наоборот». Например: один мяч большой, а другой маленький, конфета сладкая, а лимон кислый, снег белый, а земля черная и т.д. II часть – игровые приемы развития грамматического строя. Во второй части мастер-класса предлагаем родителям изготовить пособие, с помощью которого в домашних условий можно поиграть в несколько речевых игр и закрепить ряд грамматических форм: - игра «Один – все» (образование множественного числа существительных в именительном падеже); - игра «Чего (кого) нет?» (образование родительного падежа существительных в единственном числе); - игра «Один – два» (согласование числительных «один – два» с существительными); - игра «Жадина: мой-моя-моё-мои» (согласование притяжательных местоимений с существительными); - игра «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных форм существительных). К каждой игре сделан условный графический символ, с которым дети знакомятся на логопедических занятиях. Пособие изготавливается на листе формата А4: символы игр располагаются (приклеиваются) по кругу на листе, в центре листа остается свободное место, куда можно положить картинку или предмет для игры. Для того, чтобы родителям были понятны приемы игры с ребенком по данному пособию, демонстрируется видеоролик, записанный в ходе логопедического занятия с ребёнком. Например, игра с муляжом банана проходит так: Игра Ответ ребёнка «Что (кто) это?» Это банан «Один – все» Банан, а все бананы «Чего (кого) нет?» Нет банана «Один – два» Один банан, два банана «Жадина» Мой банан «Назови ласково» Бананчик В ходе данной игры есть возможность закрепить часто используемые в логопедической работе с детьми с ОНР 4 – 5 лет грамматические формы. III часть – игровые приемы развития мелкой моторики пальцев рук. В данной части мастер-класса родители узнают, что для развития мелкой моторики можно использовать различные игры и игровые упражнения: пальчиковую гимнастику, игры с пазлами, мозаикой, пуговицами, бусинам, выкладывание рисунков из палочек, ниток, игры с прищепками, шнуровку. Для выполнения предлагаются следующие игры: Игра «Дополни предмет» Логопед предлагает родителям при помощи прищепок (счетных палочек) добавить недостающие части к вырезанным из картона игрушкам, животным, предметам. Например, лучики у солнца, иголки у ежика, лапки у жука. Игра «Волшебные палочки» Родителям предлагают по образцу выложить из счетных палочек заданные предметы или узоры, например, домик, елочку. На мастер-классе «В игры играем – речь развиваем» родители не только знакомятся с практическими игровыми приемами по развитию речи и мелкой моторики детей, но и получают пособия, которые помогут в развитии речи дошкольников в домашних условиях. Включение во взаимодействие с семьями познавательных форм, таких как мастер-класс, способствует повышению уровня подготовленности родителей в вопросах развития и воспитания детей. Список литературы: 1. Новая практика партнёрских отношений дошкольной образовательной организации и семьи, воспитывающей ребёнка-дошкольника: методическая разработка по курсу «Специальное дошкольное образование»: Направление подготовки 050700.62 – Специальное дефектологическое образование. Профиль подготовки – Дошкольная дефектология/ сост. Л.А. Ремизова, Е.Б. Баранова, В.В. Кишова; под ред. Л.А. Ремизова. – Самара: ПГСГА, 2015. – 56 с. 2. Интернет-ресурс https://vk.com/topic-116551602_39447017