ПРАКТИКА ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО САДА
Абдурагимова Роза Бадюровна МБДОУ детский сад "Белочка" Бондаренко Ольга Владимировна учитель-логопед МБДОУ детский сад "Белочка", г. п. Федоровский
Дошкольное образование как стартовая ступень образовательной траектории индивида создает предпосылки становления личности ребенка, его физического, интеллектуального, морально-нравственного развития. Ключевую роль в этом процессе играет характер взаимодействия педагогического сообщества дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников. За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой, социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Воспитание здоровой личности в среде социума несёт с собой много трудностей и вопросов, решение которых зависит от тесноты и доверительности контакта родительской общественности и детского дошкольного образовательного учреждения. Тесное взаимодействие семьи и педагогического коллектива детского сада способствует гармоничному развитию личности ребёнка Сегодня, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Как сегодня вовлечь родителей в педагогическое пространство детского сада? Как повысить уровень родительской культуры? Детский сад должен постоянно поддерживать связь с семьей. Между педагогами и родителями должны установиться отношения доверия и сотрудничества. Такого типа взаимодействие достигается проявлением постоянного внимания, заинтересованности в содружестве с родителями. При первом знакомстве с семьей необходимо проявить максимальную заинтересованность жизнью ребенка в семье, традициям семьи, его окружению, стремлениям, потребностям. В работе с семьёй используем следующие принципы взаимодействия с родителями: - Индивидуальный подход; - Сотрудничество, а не наставничество; - Системность; - Гуманизация подходов к родителям. Актуальными и действенными являются использование активных, современных методов сотрудничества: игровое решение педагогических задач, обыгрывание педагогических ситуаций, визуальный анализ собственной воспитательной деятельности. Сегодня практическое овладение методами и приемами, согласованных педагогических действий между воспитателями и родителями, осуществляем через совместное с ребенком участие в различных видах деятельности, способствующих установлению и развитию контакта и сотрудничества с родителями. Значимость физического развития ребенка доказываем с помощью вовлечения родителей в квест-игры, в изучение особенностей двигательного режима, безопасной среды двигательной активности и ее значения для здоровья дошкольника. Развитие родительской рефлексии к потребности ребенка осуществляем через развитие практических умений реакции на капризы ребенка, нежелание отдать игрушку другому ребенку, используем во время проведения родительских собраний, метод кейсов. Родители исследуют, предложенную им в кейсе фактическую педагогическую ситуацию, разбираемся в ситуации, предлагаем способы решения и выбираем лучший из них. Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют: - проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми; - возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе; - ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта; - увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира; - стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем; - размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания; - повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов. От качества условий взаимодействия педагога и родителей зависит уровень педагогического просвещения родителей. Выбор стратегии сотрудничества при совместной деятельности с родителями ребенка, учет семейных традиций, состава семьи позволяет развивать познавательные интересы родителей и делает взаимодействие всех участников педагогического процесса интересным и убедительным. Взаимодействие с семьей на основе внимательного, заботливого отношения к ребенку, способности к сопереживанию к родителям, воспитателям нужно уделять пристальное внимание. Для вовлечения родителей в педагогическое пространство дошкольной образовательной организации, в целях повышения их педагогической компетенции мы стремимся удовлетворить их потребности в безопасном, психологически комфортном пребывании ребенка, а также знаниях об особенностях периода дошкольного детства, совершенствуя содержание и формы педагогического взаимодействия на основе сотрудничества. Дошкольной образовательной организации необходимо представлять открытую систему, в которой каждая семья будет иметь возможность заниматься, наблюдать и включаться в жизнь детского сада.