РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ
Денисенко Сергей Владимирович инструктор по физической культуре Лихошерстов Андрей Викторович инструктор по физической культуре Стародубцев Евгений Игоревич инструктор по физической культуре МБДОУ д/с № 19 «Антошка» г. Белгорода
В современных исследованиях координационные способности рассматриваются как ведущая функция моторного развития детей старшего дошкольного возраста. Несмотря на разнообразие программ, внедряемых в дошкольных образовательных организациях, проблема совершенствования двигательных способностей детей остается актуальной. Специалисты указывают, что система физического воспитания детей в дошкольных образовательных организациях функционирует недостаточно эффективно, и отмечают необходимость ее совершенствования как в плане традиционно используемых, так и внедрения новых средств, форм и методов занятий физическими упражнениями. Особую актуальность проблеме развития двигательных способностей старших дошкольников придает то, что ее изучение связано с разработкой фундаментальных вопросов психологии и педагогики: связи обучения и развития ребенка и психологической теории способностей. Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей старшего дошкольного возраста. По мнению И.Ю. Торской, В.В. Воронковой [3, с.144] серьезные отклонения моторики старших дошкольников распространяются на сферу координационных проявлений. Эти отклонения являются одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений, развития физических способностей. В контексте данной проблемы особый интерес представляет изучение влияния элементов игры в футбол на развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Футбол обладает набором упражнений, которые обеспечивают возможность решения двигательной задачи в условиях вариативности, быстрой смены различных двигательных действий и необходимости управлять различными звеньями опорно-двигательного аппарата при постоянной необходимости преодоления избыточных степеней свободы [1, 2, 4]. Футбол - спортивная игра. Динамичность, эмоциональность, разнообразие действий в различных ситуациях в футболе привлекают детей старшего дошкольного возраста, формируя интерес и увлеченность ею. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с различными поворотами. Эти действия развивают глазомер, координацию, ловкость, согласованность движений, быстроту реакции, прыгучесть, силу. Двигательные навыки, приобретаемые детьми в процессе упражнений с мячом, используются ими затем в своей игровой деятельности, переносятся на действия с предметами в быту, т.е. становятся важным составным компонентом их повседневного двигательного поведения. Все это содействуют улучшению ориентировки в пространстве, что так важно для общего развития, активизации их умственной и сенсорной деятельности. В своей работе мы используем следующие средства футбола для формирования координационных способностей у детей дошкольного возраста: 1. Дифференцирование мышечных усилий (параметров движений). Чередование контрастных упражнений: удары по воротам с ближней, средней, дальней дистанции; удары по мячу с попаданием в заданный сектор; выполнение коротких, средних, длинных передач мяча по заданиям; жонглирование мяча стопой, бедром, головой на регламентированной высоте; ведение мяча ногой (ногами) с заданными условиями (отскок мяча после соприкосновения с ногой). 2. Ориентирование в пространстве. Выполнение ударов по статическому мячу (нужного цвета) после сигнала; передачи нескольких мячей одновременно в группах; жонглирование с последующей передачей мяча партнеру; выполнение ударов, передач мяча из различных исходных положений. 3. Удержание равновесия. Остановки мяча ногой после передачи в различных исходных положениях; передачи мяча, находясь в неустойчивом положении; остановки мяча после подбивания над головой; удержание мяча одной ногой (голеностопным суставом, бедром, головой) при опорном положении на другой ноге. 4. Согласование движений. Выполнение передачи (остановки) мяча в парах, тройках; ведение мяча с последующей передачей партнеру; ведение мяча с последующим ударом по воротам; удержание мяча в воздухе (жонглирование) в парах, тройках. 5. Ритмичность действий. Нашагивание (наступание) на мяч поочередно левой и правой ногой в заданном темпе; перекаты мяча стопой; остановки мяча ногой по сигналу после разнообразного ведения; остановки мяча, находясь спиной, после передачи по сигналу (хлопку); ведение мяча ногой под заданный ритм (соприкосновение ноги и мяча осуществляется в момент сигнала). 6. Мелкомоторная координация (стопы). Попеременное ведение мяча внутренней и внешней стороной стопы, средней, внутренней и внешней частью подъема; перекаты мяча подошвой, носком, пяткой, внутренней и внешней стороной стопы; жонглирование мяча носком, внутренней и внешней стороной стопы, средней частью подъема. 7. Произвольное расслабление мышц. Ведение мяча с изменением скорости движения; удержание мяча, зажимая его различными частями тела; жонглирование мяча, находясь в положении сидя; жонглирование мяча одной ногой; варьирование способов жонглирования, ведения мяча, передач, остановок. 8. Перестроение двигательных действий. Варьирование способов передач мяча партнеру; удары по мячу со сменой задания; ведение мяча с последующей остановкой по сигналу; жонглирование мяча попеременно стопой, бедром, грудью, плечом, головой. 9. Быстрое реагирование (РДО). Остановки мяча после передачи от партнера; удары по катящемуся мячу, удары по мячу после отскока; жонглирование мяча разнообразными способами; группа приемов вратаря (ловля мяча, отбивание и др.). 10. Вестибулярная устойчивость. Выполнение ударов по мячу, передач, после разнообразных поворотов; ведение мяча после кувырков (вперед, назад); остановки мяча из исходного положения – спиной к мячу, после передачи партнера; группа приемов вратаря (ловля мяча после выполнения броска к мячу) [5, 6]. Таким образом, занятия футболом является эффективным средством в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста. Список использованной литературы: 1. Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: кн. для воспитателя дет. сада / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Просвящение, 1992. – 159 с. 2. Антипов, А. В. Диагностика и тренировка двигательных способностей в детско-юношеском футболе: науч.-метод. пособие / А. В. Антипов, В. П. Губа, С. Ю. Тюленьков. – М.: Советский спорт, 2008. – 152 с. 3. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет - М.: Аркти Год, 2004 – 41 с. 4. Губернский, А.Н. Динамика скоростно-силовых и скоростных способностей у футболистов и школьников 7-9 лет / А.Н.Губернский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 4 (62). – С. 34-36. 5. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебн. пособие. - М.: Советский спорт, 2000. - 240 с. 6. Теория и методика футбола: учебник / В.П. Губа, А.В. Лексаков, М.С. Полишкис под общ. ред. В.П. Губы, А.В. Лексакова. – М.: Спорт, 2018. – 625 с.