Конференции

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Машкова Полина Станиславовна
учитель-логопед
МАОУ СОШ № 36, г. Тамбов

Свое выступление я бы хотела начать со слов Е.В. Овчинниковой:
«Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья».
Оказание коррекционно-педагогической помощи детям с речевой патологией требует высокой профессиональной подготовленности, где успех коррекционно-развивающего обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей.
Вашему вниманию я хочу представить не описание различных традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями, а обратить внимание на взаимодействие, подразумевающее не только распределение задач для достижения единой цели, но и принципы работы, которые можно сформулировать следующим образом:
сотрудничество – видим в родителях равноправных партнёров по коррекционному процессу.
индивидуализация – ориентация на образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребёнка.
комплексность – координация учителем-логопедом взаимосвязи с другими специалистами (психологами, дефектологами, врачами), так как преодоление речевого расстройства является комплексной проблемой.
Взаимодействие с семьей ребенка, имеющего нарушения речи, является одной из сложных сторон деятельности логопеда школы. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач обучения, коррекции и воспитания.
Очень часто в моей практике встречаются случай, когда родители не уделяют должного внимания работе с детьми по преодолению какого-либо речевого дефекта у ребёнка. Это связано со следующими причинами:
·          Родители не слышат недостатков речи своих детей.
·          Не придают им серьёзного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
·          Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями.
·          Как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома.
Часто случается, что ребенок выпускается из детского сада с речевой нормой. Логопед в детском саду все звуки ему «поставил», но на момент школьного логопедического обследования выясняется, что у ребенка нарушено звукопроизношение. Родители обвиняют во всем плохого логопеда, а на вопрос, следовали ли они рекомендациям логопеда, занимались ли они летом автоматизацией поставленных звуков и следили ли за речью ребенка, Время, благоприятное для коррекционной работы, проходит, а дефекты речи остаются. При этом очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения с ребёнком.
Вовлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. И моя задача, как учителя-логопеда, донести до родителей важность общения родителей с ребенком.
Если родители стараются самостоятельно развивать и корригировать речь детей, без помощи специалистов, то чаще сталкиваются со следующими ошибками:
- адаптация к неправильной речи ребёнка;
- многократные повторения одних и тех же упражнений;
- незнание специальных приёмов контроля и коррекции звуков;
- недостаточное использование приёмов сравнения, сопоставления;
- монотонность занятий, проведение их без наглядности, игровых приёмов, дидактических материалов, создания соответствующих ситуаций;
- частое порицание и поправки речи без учёта места, времени и эмоционального состояния ребёнка, неумение подчеркнуть его успехи, что вызывает психологический дискомфорт;
- незнание индивидуальных особенностей ребёнка.
Следовательно, необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевого нарушения.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.
Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:
·          Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
·          Объединить усилия для развития и воспитания детей;
·          Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
·          Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Перед родителями, в свою очередь, ставлю следующие задачи:
·          Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
·          Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.
Беседуя с родителями, ведя наблюдения за их стилем общения с детьми, анализируя выполнения логопедических домашних заданий условно всех родителей можно разделить на следующие группы:
I группа – родители, предъявляющие справедливые требования к ребенку, прислушивающиеся к советам логопеда и педагогов, систематически контролирующие выполнение детьми заданий логопеда, интересующиеся настроением и успехами своих детей.
К сожалению, это самая малочисленная группа. Как правило, дети таких родителей не посещают школьного логопеда, а успешно выпускаются в детском саду.
II группа – родители, которые необоснованно захваливают ребенка, не желая замечать надвигающихся проблем, задания логопеда выполняют не всегда, в основном по желанию и настроению ребенка. Дети таких родителей начинают посещать школьного логопеда после первого класса, когда логопедические проблемы стали вылезать на письме.
III группа – родители, не предъявляющие интереса к успехам и трудностям детей, формально относящиеся к советам и требованиям логопеда. Эмоциональные контакты родителей и детей этой группы минимальны. Задания логопеда часто не выполняются. Как правило, родители, приглашенные на ППк, не видят проблем своего ребенка и пишут часто отказ от логопедических занятий.
IV группа – родители, мнимо создающие впечатление участия и заинтересованности, но на деле не выполняющие своих обещаний, ссылаясь на занятость и забывчивость. Задания выполняются формально. Родители записывают своих детей на логопедические занятия. Дети эти занятия посещают нерегулярно.
V группа – родители, предъявляющие высокие требования к детям, в общении с ними у родителей преобладают отрицательные эмоции, давление и авторитарность. Задания выполняются. Работать с детьми и родителями этой группы так же довольно проблематично. Родители ждут прямо-таки молниеносных успехов. После каждого занятия требуют конкретного результата и в беседе с ними надо проявлять некоторую осторожность в обещаниях быстрого результата коррекционной работы. Сами же дети, зачастую, не уверены в своих силах, редко проявляют инициативу при использовании каких-либо новых методов постановки звукопроизношения.
Учитывая индивидуальность каждого из родителей и принадлежность его к определенной группе, я в своей работе стараюсь рационально спланировать работу с родителями по исправлению речи детей.
Опыт показывает, что в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами. Их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, стилю семейного воспитания, типу взаимоотношений в семье, наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка, т.е. необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.
Существуют несколько принципов, в соответствии с которыми учителю-логопеду следует строить свой разговор с родителями детей, имеющими нарушение речи. Вот некоторые из них.
·                   Стремиться понять родителей, «увидеть» проблему глазами собеседника, эмоционально откликнуться на нее.
·                   Слушая вопросы и высказывания родителей, важно обращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, «улавливать» подтекст.
·                   Знать основы психологии общения, чтобы самому уметь осознанно использовать позы, интонации речи, выражение лица.
·                   Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений.
·                   Не прибегать к менторскому, назидательному тону при общении даже с самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме пожеланий.
·                   Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника.
·                   Сохранять конфиденциальность информации.
·                   Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идет в присутствии нескольких родителей.
·                   В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.
·                   Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважение к нему.
·                   Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов. (Рабочие термины учителя-логопеда могут быть непонятны родителям, далеким от логопедии, и создадут барьер в общении.)
·                   Избегать использования в беседе таких слов, как «дефект», «нарушение» и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их более нейтральными: «трудности», «проблемы», «недостатки».
·                   Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.
·                   Соблюдать принципы недирективности, безоценочности, личностно-ориентированного подхода, корректности. Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя-логопеда.
Он должен хорошо владеть материалом, представляемым родителям. Использование при проведении встреч с родителями опорных конспектов, всевозможных карточек, схем, таблиц и других вспомогательных материалов, безусловно, предпочтительнее чтения текста «по бумажке», что часто вызывает у родителей «сон с открытыми глазами». Современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога, а поэтому важно так построить свои сообщения (консультации), чтобы они были не формальными, и, по возможности, привлекали родителей к обсуждению проблем, развивая дух плодотворного сотрудничества.
Так же в основе любого взаимодействия должны быть определены специальные приемы работы с родителями.
Правила эффективного взаимодействия логопеда с родителями:
·          Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!
·          Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!
·          Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
·          Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
·          Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!
·          То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
·          Если есть профессиональная необходимость поделиться конфиденциальной информацией, родителей необходимо поставить об этом в известность!
·          Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!
·          Если вы в чём-то некомпетентны, вам следует извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией в другое место!
В разговоре с молчунами:
·          Подчеркните, что вы не знаете, что для них важно в данный момент. Например, спросите: «С чего бы вы хотели начать: с того или с этого?»
·          Будьте осторожны в разговоре. Стройте свою речь в соответствии с тоном, скоростью и ответной реакцией собеседника.
·          Учитесь чувствовать себя комфортно, когда ваш собеседник молчит. Обоснуйте вслух это молчание. Например: «Мне кажется, что я задаю вам вопросы, которые трудны для вас. Не сказала ли я что-нибудь, что вас обеспокоило?»
·          Подчеркивайте роль партнера в разговоре: «Я смогу лучше помочь вашему ребенку, если узнаю от вас, что для него важно. Ведь вы знаете его лучше, чем я». Подчеркните, что у партнера есть особые сведения о предмете разговора: «То, что вы сказали мне о боязни вашего ребенка перед сном, очень важно. Вы не против, если я задам вам еще несколько вопросов, прежде чем мы примем решение, как ему помочь?»
·          Помните, что молчание — это нормально. Не пытайтесь заполнить пустоту разговором.
В разговоре с «говорунами»:
·          Перед началом беседы оговорите ее содержание и время. Например:
«У вас много тревог по поводу поведения вашего ребенка. Сегодня мы сможем обсудить только одну из них, а об остальных поговорим попозже…»,
«Не могли бы вы рассказать в двух словах о...», «Какая из задач наиболее важна для вас в этом году?», «Нам потребуется 40 минут для сегодняшнего разговора. Мне необходимо коснуться некоторых проблем, а также узнать вашу точку зрения…», «Я должна прервать вас, так как наше время истекло…»
·          Прервите разговор. Например: «У нас осталось пять минут. Мне необходимо начать работу по...».
·          Прерывая разговор, проявите вежливость и предупредительность. Например: «Вы хотите так много сказать об этом, и я чувствую, что вы расстроены тем, что я вас прерываю...»
Итак, не позволяйте себе идти на поводу у разговорчивых. Помните: их потребности обоснованы, ваши – тоже. Укажите на вопросы, представляющие интерес, ограничьте время, планируйте его заранее.
После того как вы установили первый контакт с родителями, заинтересовали их логопедическими проблемами их ребенка, пригласили их на школьный ППк и родители согласились на коррекционно –развивающие занятия, пришло время для основной работы как с детьми, так и с родителями.
Весь коррекционно-педагогический процесс взаимодействия с семьей включает три блока: просветительский, консультативный и собственно коррекционную работу.
Задачей просветительского блока коррекционной работы с семьей в нашей школе является ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза.
Для ликвидации психолого-педагогической неграмотности родителей детей, посещающих логопедические занятия организуются «Родительские лектории», «Клубы семейной педагогики», родительские семинары, «круглые столы».
Консультативный блок нашего логопедического кабинета представлен индивидуальной формой работ с семьей. В нашей школе действует консультационный пункт. Каждый родитель может записаться на консультацию к логопеду или другому узкому специалисту. Организация индивидуальных консультаций должна помочь родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье.
Индивидуальные консультации могут проводить психологи, логопеды, медики, педагоги. Возможно консультирование родителей на совместных консилиумах всеми специалистами сразу.
Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании. Только совместная работа логопеда, воспитателей и родителей, направленная на осуществление общих задач, дает основания рассчитывать на положительные результаты.
2022-07-26 12:39 Июль 2022