ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Заречная Елена Борисовна воспитатель, МБДОУ д/с № 60 г. Белгорода Мазур Татьяна Анатольевна воспитатель, МБДОУ д/с № 6 г. Белгорода
На сегодняшний день воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой для современного общества. В последние годы в современном обществе происходят изменения, которые связаны с воспитанием современных детей в области патриотизма и патриотического воспитания. Патриотизм считается одним из самых глубоких чувств, которые заложены в человеке и которые закреплены веками. Патриотизм включает в себя любовь к Родине, уважение к героическому прошлому своей Родины, любовь к родному языку, традициям и обычаям своего народа, к родным местам, к культурному наследию своей страны [5]. Дошкольный возраст является сензитивным периодом в воспитании чувств патриотизма. Культурные ориентиры и ценности духовно-нравственной основы личности ребенка формируется в старшем дошкольном возрасте. Развитие образов восприятия действительности и культурного пространства являются важным моментом в воспитании чувств патриотизма у старших дошкольников. Патриотизм представлен тремя компонентами: 1. Когнитивный компонент определяется патриотическим сознанием- (знания истории своей Родины, народа, края). 2. Эмоциональный компонент проявляется в эмоциональном отношении- (любовь к своему отчему краю, чувство уважения к другим людям, проявление заботы и милосердия). 3. Деятельностный компонент определяется через патриотическую- деятельность и поведение (охрана памятников старины, сохранение природы, помощь старикам, слабым и т.д.) [3]. Дошкольное детство является основой в котором зарождается внутренний мир человека, а также формируются элементарные чувства гражданственности. В дошкольном возрасте следует формировать у детей высокие духовные, моральные и психологические качества, среди которых и патриотизм, как чувство любви к Отечеству. Мы, вслед за Э.К. Сусловой, считаем, что быть патриотом – значит чувствовать себя принадлежащим Родине. Это чувство закладывается еще в дошкольный период, во время зарождения основы ценностного отношения к окружающему миру [2]. Каждый возрастной этап отмечается характерным своеобразием развития патриотизма. Патриотизм по отношению к ребёнку старшего дошкольного возраста определяется, как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, живой природы, наличие у него таких качеств, сочувствие, сострадание, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира. У детей пяти лет происходит резкий скачок в осознании своей этнической принадлежности. Большая часть детей старшего дошкольного возраста правильно определяет свою национальную принадлежность и язык, на котором общаются. В.С. Мухина считает, что в старшем дошкольном возрасте ребенок направлен не только на предметно-операционную среду, но и на сферу отношений с другими людьми. В возрасте шести лет происходит становление устойчивых оснований психики и личности, ребенок начинает воспринимать другого человека в разнообразии его свойств, связанных и с его национальной принадлежностью. В дошкольном возрасте появляется чувство национального самосознания [1]. В старшем дошкольном возрасте развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё его последующее развитие. В этот период начинают развиваться такие чувства и черты характера, которые незримо уже связывают его со своей страной, своим народом. Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребёнок, в музыке, народных песнях, игрушках, играх, впечатлениях, красках природы родного края, результатах труде, организации быте, нравах и обычаях людей, которые его окружают в повседневной жизни [4]. Опираясь на возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, можно выделить следующие особенности воспитания чувства патриотизма старших дошкольников: 1. Воспитание основ патриотизма необходимо начинать с чувства любви к матери, семье, родным и близким, с ощущения ребёнком их внимания и заботы, сердечного тепла. Такая работа предполагает постепенное формирование у дошкольников сыновней любви, сочувствия другим людям, дружеской привязанности и т.д.; эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. 2. Воспитание чувства удовлетворения и привязанности малой родине, к месту рождения и жительства, определённому кругу людей, которое углубляется и расширяется от встреч и общения с соседями и другими жителями населённого пункта, работниками зоопарков, музеев, библиотек, кинотеатров, от знакомства с достопримечательностями и природой родного края. 3. Внутренняя обусловленность чувств любви к родине, к истории, культуре и природе родного края природе, проявление положительных эмоций через развитие мотивов поведения, появление новых потребностей и интересов. На протяжении дошкольного детства происходит не только глубокая перестройка органических потребностей, но и усвоение создаваемых обществом материальных и духовных ценностей, которые при определённых условиях становятся содержанием внутренних побуждений ребенка старшего дошкольного возраста. 4. На каждом возрастном этапе дошкольного детства существуют свои приоритетные средства воспитания основ патриотизма. В старшем дошкольном возрасте происходит постепенное осознание детьми нравственных ценностей. Они уже способны к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, сверстникам, окружающему миру. Педагог ДОО должен привлекать внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другими людьми, учить «читать» эмоции внешнего состояния растений, животных и побуждать детей к адекватной реакции практическим путём (посочувствовать, пожалеть, помочь или порадоваться) [6]. В своей работе мы используем следующие формы и методы патриотического воспитания: – непосредственная образовательная деятельность; – социальные акции; – ознакомление детей с государственными и общественно значимыми праздниками; – целевые прогулки, экскурсии, посещение музеев; – наблюдения за явлениями, событиями, происходящими в общественной жизни страны/города; – рассказ воспитателя, беседы, чтение художественных произведений; – рассматривание альбомов, фотографий; – знакомство с народным творчеством и т.д. Также мы активно проводим работу с родителями (законными представителями) воспитанников по патриотическому воспитанию, которое осуществляется в двух направлениях: 1) просветительско-консультативное: повышение психолого – педагогических знаний в области патриотического воспитания; 2) организационное: вовлечение родителей в систему патриотического воспитания детей и в семье, и в детском саду; разработка единых требований и их выполнение. Немаловажную роль среди перечисленных форм взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников играют семейные экскурсии по родному городу и другим городам России, посещение с родителями (законными представителями) отдельных производственных предприятий и общественных учреждений района, города и т.д. Итогами таких экскурсий могут послужить фотовыставка, совместное с ребенком выступление или снятый фильм. При этом мы вместе с родителями (законными представителями) выбирали и определяли тему исследования, ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и так далее. Таким образом, в широком понимании патриотизм можно определить, как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к её истории, культуре, природе, к современной жизни, обществу его достижениям и проблемам, чувство уважения к другим людям, проявление заботы и милосердия и т.д. У детей старшего дошкольного возраста происходит появление новообразований, которые свидетельствуют о возможности и необходимости реализации деятельности по воспитанию чувства патриотизма. В этот период ребенок очень эмоционален. Чувства преобладают в жизни дошкольника, определяют действия, выступают в качестве мотивов поведения, определяют взгляд ребенка на окружающий мир. Характерной особенностью чувств старших дошкольников является расширение области явлений, вызванных этими чувствами. Ознакомление старших дошкольников с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни. Список использованной литературы: 1. Агапова Д.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций / Д.Ю. Агапова // Известия института педагогики и психологии образования. – 2018 г. - № 4. - С. 130-134. 2. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - М.: АРКТИ, 2005. - 72 с. 3. Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников – М.: Сфера, 2013. – 144 с.15. 4. Новицкая М.Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2003. - 200 с. 5. Слепова М.И. Построение взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы всероссийской научно- практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей, 2018 г. - С. 142-145. 6. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 2007. – 520 с.