Конференции

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Локшина Людмила Борисовна
старший воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 9 города Карталы"

Социальное партнерство в самом широком смысле следует понимать, как такую совместную коллективно распределенную деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. Социальное партнерство следует рассматривать, прежде всего, как способ направления профориентации общества.
В начале учебного года в нашем ДОУ была внедрена в работу инновационная технология «Гость группы».
Гость группы — технология вовлечения родителей воспитанников в образовательный процесс группы, при котором родители являются носителями важной информации, практических умений, нужной для решения проектной задачи.
Актуальность данной темы заключается в важности дошкольного возраста как периода интенсивной социализации, которая является одним из главных условий жизни ребёнка в обществе вообще и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
По мнению Н.П. Гришаевой, автора технологии «Технология эффективной социализации детей дошкольного возраста» социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми.
В течение учебного года были разработаны и реализованы проекты по взаимодействию с родителями. В каждом разработанном проекте был гость группы, который участвовал в проведении образовательных мероприятий в различных формах. При этом решались задачи не только познавательного характера, но формировались социально-нравственные чувства (уважение к труду, людям труда, гордость за профессию своих родителей или дедушек и бабушек). По окончанию работы над темой инновационной деятельности, она была продолжена в направлении – систематизации образовательной деятельности с участием гостей группы.
Гость в группе – очень интересная форма работы с семьей. Её суть заключается в том, что родители приходят в группу детского сада и рассказывают детям интересные сведения о своих увлечениях, профессии, семейных традициях, проводят мастер-классы по рукоделию, играют с дошкольниками, наблюдают за природой и пр. в зависимости от своих возможностей, интересов.
Участниками этой формы работы могут быть как родители, так и бабушки и дедушки, другие члены семьи. Эта форма работы помогает укрепить внутрисемейные связи, вызывает гордость у ребенка за своих родителей, способствует творческому раскрытию семьи, педагогическому просвещению родителей.
Такие встречи приносят много положительных эмоций, позволяют познакомить детей с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, их увлечениями. Вносят в жизнь воспитанников радость от общения, а также прививают детям определенные культурные ценности.
На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что эта форма работы дает положительный результат: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создается атмосфера взаимоуважения и сотрудничества.
Сотрудничество такого рода оказывает непосредственное влияние на образовательный, воспитательный и развивающий процесс в целом, а также на всех участников образовательных отношений.
Дети:
·           узнают новое о профессии, об окружающем мире, а главное – запоминают, т.к. это не обычное занятие, его ведет новый человек. Новый человек вызывает интерес; активизирует внимание, память;
·           учатся слушать, слышать, задавать вопросы;
·           видят своих родителей (маму, папу, бабушку и т.д.) в новой роли - «воспитатель»;
·           получают образец, наглядный пример социальной активности;
·           испытывают гордость, что именно его родители ведут «занятие», ее слушают другие дети, тем самым повышается самооценка ребенка.
Родители:
Повышается уровень компетенции родителей в вопросах ранней профориентации дошкольников, воспитания финансовой культуры, формирования основ технической грамотности;
Появляется возможность родителям увидеть своего ребенка в деятельности, оценить его способности;
Родители получают немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться в социуме.
У родителей появится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы, возможность познакомить со своей профессией всех детей группы.
В нашей группе прошло немало тематических встреч с участием родителей в рамках проекта.
Технология «Гость группы» вызывает одобрение и радостные эмоции не только у детей, но и у родителей. Родители видят положительно настроенных воспитателей и персонал ДОУ, что способствует хорошему плодотворному сотрудничеству.
Таблица 1
Задачи технологии «Гость группы»

Возрастная группа

Задачи взаимодействия с родителями воспитанников

Вторая младшая

Познакомить родителей с особенностями физического, социального, личностного, познавательного и художественного развития детей младшего дошкольного возраста.

Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.

Средняя группа

Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умения оценить особенности его социального, познавательного развития, видеть его индивидуальность.

Старшая

Побуждать родителей к развитию гуманистической направленности детей отношения к людям, природе, предметам рукотворного мира, поддерживать стремление детей проявлять внимание, заботу о взрослых и сверстниках

Подготовительная

Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитию положительной самооценки, уверенности в себе, познакомить родителей со способами развития самоконтроля и воспитания ответственности за свои действия и поступки.


Таблица 2
Совместная работа с родителями для расширения знаний детей о профессиях взрослых в рамках внедрения технологии «Гость группы».

Тема

Форма образовательной деятельности

Гость группы

Мои мечты и мои поступки

Презентация фотовыставки, оформленной ко Дню пожарной безопасности

Папа воспитанника, начальник пожарной части г.Карталы

Геральдика. Наши традиции в наших символах

Презентация детьми герба семьи

Бабушка воспитанника в сотрудничестве с ребенком, который озвучивает презентацию

Замечательные места нашего города

Компьютерная презентация, рассказ гостя – библиотекаря

Мама воспитанника – работник районной библиотеки

Виртуальная экскурсия в кулинарию «Домоваров»


Мама воспитанников группы – кондитер, дизайнер тортов

Конкурс семейных газет

Культурная практика

Группа родителей - жюри

 Добрые дела

Социальная акция

Дедушка воспитанника

«Посиделки в избушке»

Мастер - класс

Мама воспитанницы –мастер по изготовлению аксессуаров для волос

Виртуальная экскурсия в салон красоты «Элиза»


Мама воспитанника группы – управляющий салоном красоты


Как видим, гости группы участвуют в реализации содержания различных форм образовательной деятельности. Наиболее интересными, на наш взгляд являются формы бесед с гостями, мастер – классов, фотовыставки, презентация и др.
Таким образом, считаем, что технология «Гость группы» оказывает положительное влияние на социальное развитие дошкольников, способствует ранней профориентации, не прибегая к перестройке жизнедеятельности группы, к переучиванию педагогов, пересмотру всего содержания образовательной программы детского сада.
А также использование технологии способствует вовлечению в образовательный процесс всех субъектов образовательной организации: детей, воспитателей, педагогов, администрацию и родителей.
2022-07-26 10:13 Июль 2022