РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Тертычная Оксана Николаевна учитель технологии, учитель-дефектолог МБОУ "СОШ № 1 г. Строитель Яковлевского городского округа", Белгородская область
Условиями успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов является получение образования, благодаря которому обеспечивается их полноценное участие в жизни общества, эффективная самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Нередко оказывается так, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними педагогический состав общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики. Эту и множество других проблем в современной школе призвано решить инклюзивное образование. Необходимость инклюзивного образования возникла в школе. Она была давно, но особенно остро возникла в 2010-2011 учебном году, когда территориально обучающиеся были привязаны к школе, а возможностей обучаться не было, так как не были созданы условия. Дети вынуждены были обучаться в удаленной от проживания школе, подвоз их к месту учебы осуществить не было возможности, часто дети из малообеспеченных семей вынуждены были жить в школе - интернате. Уже на первых этапах развития инклюзивного образования в школе остро встала проблема неготовности учителей к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаружился недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной сфере, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов. Основным психологическим «барьером» являлся страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми. Необходимо подготовить педагогические кадры. Администрация школ проводила работу с учителями, учителя с родителями. Также педагогические кадры должны пройти специальное обучение. Требовалось создать материальную базу для инклюзивного обучения. Не было кабинетов для специалистов, специально оборудованных классов для детей с ОВЗ, наглядных и учебных пособий. Большой проблемой оставалась работа с родителями. Существует три категории родителей, имеющих детей с ОВЗ: 1) не понимают до конца серьезность и суть имеющегося у них коллегиального заключения ПМПК о поставленном диагнозе; 2) не хотят это понимать - предпочитают «позицию страуса»; 3) социально-дезадаптированные родители. К такой категории относятся родители, ведущие асоциальный образ жизни (не работающие, принимающие алкоголь, сами имеющие отставание в умственном развитии, живущие в антисанитарных условиях). Как правило, эти родители многодетные, что тоже осложняет должное воспитание и обучение. Для работы с детьми с ОВЗ требовались специалисты, имеющие коррекционное образование: учитель-дефектолог, учитель-логопед и психолог, социальный педагог. Но эта проблема благополучно разрешилась. Школа пополнилась необходимыми для успешной работы с детьми с ОВЗ специалистами. Стоит обратить внимание на тенденцию к увеличению количества детей с ОВЗ. В связи с этим возникает необходимость в курсовой переподготовке педагогических кадров школ, работающих с детьми с ОВЗ по адаптированным программам. Учителя-предметники, работающие с интегрированными в классы нормы детьми с ОВЗ, составляют рабочие программы, основываясь на программу под ред. Воронковой, специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, психолог, - составляют совместно с учителем индивидуальные коррекционные программы на каждого ребенка, обучающегося в средней школе, проводя диагностические обследования в течение учебного года: в начале, середине и конце года. Работа специалистами ведется в форме индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий. Проводятся консультации с учителями, родителями. Педагогический коллектив, работающий с этой категорией детей, кроме самообразования, проходит обучение на курсах. На дому детей-инвалидов также обучают подготовленные учителя. Инклюзия охватывает глубокие социальные аспекты жизни школы: создается моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка, которую возможно обеспечить только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном взаимодействии всех участников образовательного процесса, обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования. Исходя из сказанного выше, педагогический коллектив ставит перед собой следующие задачи: - организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонения в развитии; сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса; - создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ; - расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ; - совершенствование системы кадрового обеспечения. - формирование ценностей и общепринятых норм поведения, необходимые для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности. В нашей школе работают люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного. Для детей с ОВЗ принцип инклюзивного образования означает, что разнообразию потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья должна соответствовать образовательная среда, которая является для них наименее ограничивающей и наиболее включающей. Реализация этого принципа означает: все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства. Задача нашей школы - построить систему, удовлетворяющую потребности каждого. Все дети, а не только дети с ОВЗ, должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность. В нашей школе обучаются разные дети с ОВЗ: и с задержкой психического развития, и с умственной отсталостью. Задержка психического развития относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Объяснением этого служит замедление темпов созревания психики. Они не могут в должной мере овладеть учебной программой «нормы», для них нужна специальная адаптированная программа. В настоящее время в средней школе созданы необходимые материально-технические условия для обучения детей с ОВЗ и проводятся мероприятия, направленные на организацию инклюзивного образования по следующим направлениям деятельности: Повышение квалификации педагогов. Материально - техническое и организационное. Создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов. Создание толерантной среды (включение всех детей с ОВЗ в проведение интеллектуальных, воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий). В школе целенаправленно поддерживается социализация обучающихся с ОВЗ, что способствует улучшению социальной компетенции и навыков коммуникации детей с ОВЗ, более высокому уровню социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде; В инклюзивной среде дети с ОВЗ получают возможность полноценного освоения учебных программ, что способствует улучшению навыков и академических достижений; В инклюзивном классе дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с ОВЗ, видеть то, что лежит за чертой инвалидности или одарённости. С сентября 2016-2017 учебного года были приняты ФГОС НОО для детей с умственной отсталостью и ОВЗ. Это стимулирует весь педагогический коллектив образовательного учреждения для дальнейшего профессионального развития, чтобы успешнее социализировать обучающихся во взрослую жизнь по окончанию школы. Таким образом, можно сделать вывод, что будущего учителя общеобразовательной школы необходимо ориентировать еще во время обучения в вузе на работу с ребенком с ОВЗ. Так как за отсутствием знаний в области специальной педагогики, не владением коррекционными технологиями и специальными приемами обучения, учитель не имеет желания обучать таких детей и общаться с ними. Более того, он не может оценить степень нарушения и составить индивидуальный маршрут дальнейшего развития и обучения такого ребенка. Это грозит возникновением у учителя синдрома эмоционального выгорания. Ребенок же с ОВЗ, привыкший к вниманию в семье и щадящим комфортным условиям специального образовательного учреждения, в общеобразовательной школе становится одним из многих, неудачником, не приобретает себе друзей среди сверстников с нормальным развитием, что может стать причиной состояния психической декомпенсации и выразиться в дромомании (бродяжничестве), перверзиях и т. д., возникновении девиантного поведения в дальнейшем. Государственная система специального образования ориентирована на оптимизацию условий развития личности детей с ОВЗ и обеспечивает максимальные условия для развития и социализации детей, ограничения же свобод детей, столь осуждаемые в последние годы общественностью, связаны необходимыми требованиями соблюдения охранительного лечебно-педагогического режима специального коррекционного учреждения. Инклюзивное образование лиц с ОВЗ является закономерным этапом развития системы специального образования и связано с переосмыслением обществом отношения к детям с отклонениями в развитии, и предполагает - признание равных прав каждого на получение образования, формирование толерантного отношения к лицам с ОВЗ всех участников образовательного процесса; - использование имеющихся и разработку новых коррекционных и психолого-педагогических технологий сопровождения лиц ОВЗ в условиях инклюзии. В связи с этим педагог инклюзивного образования должен владеть технологиями в обучении лиц с ОВЗ, в том числе и дистанционными, уметь использовать коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с ОВЗ, быть готовым к применению коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих освоение детьми с ОВЗ образовательных программ в организациях общего образования в условиях инклюзии. Использованные источники 1. Инклюзия, которая работает: мировой опыт / ActivityEdu. - 2019. - URL: https://activityedu.ru/Blogs/international/inklyuziya-kotoraya-rabotaet-mirovoy-opyt/. 2. Кулагина Е.В. Кризис специального образования для учащихся с инвалидностью // Е.В. Кулагина. - URL: http: //www.edit.muh.ru/content/ conf/Kulagina.htm. 3. Максимова Н.А. Инклюзивное образование в России: история, состояние и риски // Н.А. Максимова / Педагогическое образование в России. - 2018. - С. 113-120. 4. Малофеев Н.Н. О стратегии развития образования детей с ОВЗ и инвалидностью до 2030 года. - URL: https://fcprc.m/wp-content/uploads/2019/05/Malofeev-N.N.-O-strategii-razvitiya-obrazovaniya-detei-s-OVZ.pdf. 5. Проект Стратегии развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030 года. - URL: https://school- krn.eduru.ru/media/2019/12/17/1265168834/Strategiya_razvitiya_obrazovaniya_detej_racii_na_period_do_2030g_proekt.pdf.