КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМА XXI ВЕКА
Симанова Екатерина Александровна учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 3 им. Б.В.Шапошникова» г. Брянска
Современную жизнь нельзя представить без быстрой смены информации разного характера, иногда не связанной между собой, это способствует формированию у человека новый типа мышления. Леонид Ястребов, кандидат физико-математических наук, бывший преподаватель физики, считает, что в образовательных организациях России сейчас примерно 80% клиповомыслящих детей. Но данная проблема имеет не только местный, но и мировой масштаб. Уже с начала 1990-х годов в разных странах стали отмечать, что у детей преобладает клиповое мышление. Разберемся, что спрятано за понятием «клиповое мышление». Клиповое мышление (от английского слова «сlip» - фрагмент, отрывок) — это восприятие мира через короткие, но яркие образы. Основными чертами данного мышления является: - мир воспринимается в виде фрагментов (пазлов); - наличие ярких и необычных образов; - нелогичное (иногда алогичное) восприятие происходящего; - разрозненность знаний; - срабатывание кратковременной памяти; - вырывание из контекста информации. За понятием «клиповое мышление» скрываются проблемы разной сложности. Начнем со сложности концентрирования на одной деятельности (так у младших школьников с таким типом мышления на любую домашнюю работу уходит больше времени из-за постоянного отвлекания). Этим детям труднее анализировать информацию (им с трудом дается построение логических цепочек, выявление главной мысли, труднее делать выводы). У ребят снижается успеваемость (они не понимают смысл прочитанного, быстрее забывают). Специалисты считают, что дети с клиповым мышлением не рождаются. Оно формируется у них в процессе систематического просмотра коротких видеороликов, в том числе коротких мультфильмов, чтения кратких пересказов литературных произведений и прочими действиями, связанными с быстрым поверхностным потреблением информации в условиях нехватки времени. Но от клипового мышления у современных детей все же есть «противоядия» Чтение книг — художественных и публицистических. Начинать читать нужно постепенно, от 10 минут в день в начале, увеличивая каждую неделю это время на 5 минут. Чтобы ребенок заинтересовался произведением поищите интересные разборы, обсуждения или экранизации. Прочитанные книги необходимо пересказывать и выражать свое мнение об описанных событиях и героях. Хорошим способом борьбы с клиповым мышлением является написание краткий анализ своих впечатлений от увиденного фильма, прочитанной книги или статьи. Периодически необходимо устраивать отдых от гаджетов, мессенджеров и соцсетей. Перечисленные методы хороши для родителей. А как работать учителям с такими детьми. Необходимо визуализировать материал, представлять его в виде презентаций, графиков, диаграмм. В начальной школе данный способ можно использовать на всех предметах. Проводить дискуссии по прочитанным произведениям и по параграфам на уроках литературного чтения и окружающего мира. На уроках русского языка и литературного чтения письменно отвечать на вопросы по прочитанному (просмотренному), писать изложения и простейшие эссе (описание события, почему это хорошо или плохо). Во время внеурочных мероприятий просматривать фильмы и мультфильмы длиной от 25 до 45 минут (постепенно увеличивая время просмотра). После чего проводить опрос на проверку запоминания информации и мнения детей о просмотренном видео. Так же хорошо использовать во внеклассной работе посещение музеев, выставочных залов, спектаклей и концертов. Клиповое мышление – не болезнь или недостаток, и даже не вина ребенка, а естественный ответ на условия жизни. Это особенность мышления современного человека и это надо знать, чтобы помочь ребенку.