Конференции

ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА НАЧАЛЬНОМ УРОВНЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Ермакова Полина Павловна
учитель-дефектолог, к.биол.н.
казённое общеобразовательное учреждение "Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", с. Леуши

Актуальность формирования графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на начальном уровне образования состоит в том, что учителями начальных классов, специалистами (учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-психологами) отмечается значительный рост обучающихся младших классов с несформированными графомоторными навыками. Научно доказана необходимость развития активных движений пальцев рук у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Кроме того, младший школьный возраст является сензитивным для развития мелкой моторики. Организация различных видов деятельности в этот период, систематическое применение тренировочных упражнений, поможет достичь хороших результатов в развитии пальцевого праксиса и совершенствовании графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Наличие психофизиологического дефекта у обучающихся с умственной отсталостью обуславливает проблему формирования графомоторных навыков на начальном уровне образования.
Цель исследования: формирование графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на начальном уровне образования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на начальном уровне образования.
3. Апробировать коррекционно-развивающие упражнения, нестандартные приёмы, направленные на развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) на начальном уровне образования.
4. Определить уровень сформированности графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) после применения коррекционно-развивающих упражнений и приёмов.
Многие отечественные педагоги определяют понятие термина «графомоторный навык» как определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Но более точное определение, не опускающее промежуточных звеньев процесса навыка у дефектолога, профессора Аксёновой А.К.: графомоторный навык – это сложное речерукодвигательное действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное), а с другой как, двигательное
Формирование графомоторных навыков является сложным и долгим процессом, так как включает в себя следующие компоненты: мелкую мускулатуру пальцев, зрительный анализ и синтез, рисование, графическую символику.
Основной функцией, от которой зависит формирование графомоторных навыков, является зрительно-моторная координация, поэтому становление графомоторного навыка у обучающихся растянуто во времени. Сальникова Т.П. предлагает периодизацию формирования графомоторных навыков, представленных в таблице 1.
На начальном этапе работы (2020-2021 уг.) были задействованы обучающиеся 1-4 классов в количестве 23 человека. На завершающем этапе работы (2021-2022 уг.) были задействованы обучающиеся 2-5 классов в количестве 23 человека.
Таблица 1
Периодизация формирования графомоторного навыка обучающихся на начальном уровне образования (по Т.П. Сальниковой)

Этап

Название этапа

Характеристика графомоторных навыков

I

Аналитический

Вычленение и овладение отдельными элементами действия, понимание содержания. Согласование действий глаз и ведущей руки.

II

Синтетический

Соединение отдельных элементов в целостное действие. Формирование двигательного и зрительного контроля при письме. Ведущим при этом является зрительный контроль.

III

Автоматизация

Образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.


Для проведения констатирующего этапа экспериментального исследования использовались педагогические методы. Применение ряда методов позволяет наиболее полно изучить исследуемую проблему.
Для выявления уровня сформированности графомоторных навыков использовались несколько основных методов педагогического исследования:
1)        Наблюдение.
2)        Педагогический эксперимент со следующими методиками: определение ведущей руки (по М. Озьяс), «Домик» (по Н.Н. Гуткиной), «Дорожки» (по Л.А. Венгеру), «Змейка» (по Н.О. Озерецкий), «Графический диктант» (по Д.Б. Эльконину).
Кроме того, проводилась оценка эмоционального состояния обучающихся по типу сдвига цветовой чувствительности (по Э.Т. Дорофеевой).
3)        Статистический анализ данных.
После проведения констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на выявление уровня сформированности графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью, были проанализированы результаты с количественной и качественной стороны.
У обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на начальном уровне образования выявлен удовлетворительные уровни пространственного восприятия, развития точности движений и низкий уровень развития координации кисти руки.
На рисунке 1 показаны возможности обучающихся в области перцептивной и моторной организации пространства. У 66% обучающихся отмечаются высокий и средний уровни возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства. Таким образом был выявлен высокий скрытый потенциал возможностей обучающихся к развитию графомоторного навыка.

Рис. 1. Уровни возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства у обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Кроме того, на момент обследования у обучающихся было оценено эмоциональное состояние:
– положительное эмоциональное состояние во время проведения диагностики графомоторных навыков было выявлено у 7 обучающихся, что составляет 30%;
– нейтральное эмоциональное состояние во время проведения диагностики графомоторных навыков было выявлено у 11 обучающихся, что составляет 48%. Причём у 8 обучающихся наблюдался оптимальный вариант функциональной системы: ориентировочные реакции с повышением внимания и активностью;
– отрицательное эмоциональное состояние во время проведения диагностики графомоторных навыков было выявлено у 5 обучающихся, что составляет 22%.
Статистический анализ данных показал достоверную положительную среднюю связь между эмоциональным состоянием обучающихся и уровнем развития координации кисти руки (рис. 2).

Рис. 2. Коэффициент корреляции между эмоциональным состоянием обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и уровнем развития координации кисти руки

Одной из задач исследования была апробация коррекционно-развивающих упражнений по развитию мелкой моторики, пространственного восприятия. При этом использовала различные виды деятельности, способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений. Упражнения (по нарастающей сложности) выстраивала в следующем порядке:
1. Специальные упражнения для развития мелких мышц кисти рук (пальчиковая гимнастика). Здесь провожу массаж и самомассаж кистей, ладоней, пальцев рук с использованием вспомогательных предметов (массажные шарики с шипами, прищепки, грецкие орехи и др.), работу с песком, манной крупой (рисование, письмо на манной крупе, перебирание гречки, пальчиковый бассейн и т.д.), игры (лото, пазлы, мозаика и др.), лепку (работа с пластилином – прищипывание, размазывание, скатывание колбасок). В качестве пальчиковой гимнастики использую как классические упражнения, так и упражнения в стихотворной форме.
2. Обведение по трафарету, контуру, соединение по точкам различных фигур относительно крупных форм. Данные упражнения не только развивают мелкую моторику, но и пространственную ориентацию. Необходимое условие – использование крупных форм. Это подготовит обучающихся к работе с более мелкими деталями.
3. Рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий. Научить ребенка «видеть» строку в тетради – важный этап формирования графомоторных навыков. Рисование различных бордюров послужит в этом хорошим решением.
4. Рисование предметов, по форме напоминающих буквы.
Различные «капельки», «петельки», «ёжики» и т.д. не только подготовят руку к письму, но и покажутся детям увлекательным самостоятельным упражнением.
5. Письмо элементов букв.
Особый интерес у обучающихся вызывает применение нестандартного материала: бытовые (повседневные) предметы, природные материалы: сухие листья и цветы, камешки марблс, нитки и шнурки, пуговицы.
Для себя определила следующую последовательность упражнений, которые применяю на каждом занятии: пальчиковая гимнастика; упражнения, повышающие энергетический потенциал: массаж и самомассаж «точек здоровья», ушей, пальцев, ладоней, головы, шеи, плеч; упражнения для развития графомоторных навыков; упражнения на расслабление.
На завершающем этапе работы были обследованы обучающиеся на сформированность графомоторного навыка. У преобладающей части обучающихся с умственной отсталостью пространственное восприятие, точность движений руки, координация кисти руки находятся на среднем уровне.
Кроме того, незначительно (на 3%) повысилась доля обучающихся с положительным эмоциональным состоянием.
Таким образом, можно сделать выводы по проблеме исследования:
1.         Методики, отобранные в ходе работы, можно применять в работе с обучающимися с умственной отсталостью, так как они не требуют адаптации и с помощью них можно точно определить уровень сформированности графомоторных навыков.
2.         Графомоторные навыки у обучающихся с умственной отсталостью на начально уровне образования в ходе экспериментального исследования на удовлетворительном уровне. Было отмечено, что уровень развития координации кисти руки напрямую зависит от ситуативного эмоционального состояния обучающегося.
3.         Своевременное выявление особенностей графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью позволит правильно построить обучение, которое поспособствует сглаживанию дефекта. Для повышения уровня сформированности графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью требуется коррекционная работа.
4.                   Систематическая коррекционная работа на формирование графомоторных навыков способствует развитию мелкой моторики, зрительному анализу и синтезу у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): небольшое увеличение показателей графомоторного навыка.
5.         Коррекционно-развивающие упражнения, активизирующие психические процессы, нетрадиционные приёмы для развития мелкой моторики вызывают положительный настрой у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Библиографический список
1. Безбородова, М. А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности [Текст] / М. А. Безбородова. – М.: Флинта: Наука, 2012. – 189 с.
2. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М.: Академия, 2002. – 207 с.
3. Граборов, А. И. Основы олигофренопедагогики [Текст] / А. И. Граборов. – М.: КлассиксСтиль, – 2005. – 248 с.
2022-08-23 13:24 Август 2022