Этап
Название этапа
Характеристика графомоторных навыков
I
Аналитический
Вычленение и овладение отдельными элементами действия, понимание содержания. Согласование действий глаз и ведущей руки.
II
Синтетический
Соединение отдельных элементов в целостное действие. Формирование двигательного и зрительного контроля при письме. Ведущим при этом является зрительный контроль.
III
Автоматизация
Образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
Рис. 1. Уровни возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рис. 2. Коэффициент корреляции между эмоциональным состоянием обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и уровнем развития координации кисти руки
Одной из задач исследования была апробация коррекционно-развивающих упражнений по развитию мелкой моторики, пространственного восприятия. При этом использовала различные виды деятельности, способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений. Упражнения (по нарастающей сложности) выстраивала в следующем порядке: