Чинчикова Елена Николаевна учитель начальных классов МБОУ "СОШ № 59" г. Барнаула
Учителя начальных классов часто встречаются со следующей проблемой: одни дети приходят в первый класс читающие, другие – не читающие, многие из них не знают буквы, не владеют техникой слогового чтения. И здесь проблема в построение урока. Если работать по методике: сначала знакомство со звуком, характеристика звука, затем знакомство с букой, чтение слогов и слов, предложения, то теряется интерес чтения у читающих детей. Если акцент делать на чтение слов, предложений, текстов, то не читающие дети, еще не овладев слоговой техникой и чтением целыми словами, теряют интерес к чтению. Изучив методику работы скорочтения, я решила эту проблему на уроках литературного чтения. Пригласила на дополнительные занятие слабочитающих детей по скорочтению. Проверила скорость чтения в начале четверти в конце четверти. Результаты меня порадовали: дети, которые читали по 20 слова на конец года 1 класса, при нормативе 40 слов в минуту, в конце 1 четверти выдали 40 слов в минуту. Т.е. выполнили норму 2 класса 1 четверти. В конце года дети читали более 70 слов. Я использовала дополнительную образовательную программу «Скорочтение и развитие интеллекта», которая разработана на основе авторской методики по скорочтению Ш. Ахмадуллиной «Скорочтение для детей», методики Г. Абдуловой «Скорочтение для детей» и «Скорочтение: упражнения по развитию навыка» рабочая тетрадь-тренажер. Занятия по скорочтению проводились 2 раза в неделю по 40 минут. Целью занятий было: создание условий для развития навыков рационального чтения, повышения скорости чтения и усвоения информации. Были поставлены задачи: освоение приёмов и техник скорочтения; -улучшение понимания прочитанной информации; - развитие умения работать с текстом (анализ структуры текста); - развитие памяти и внимания; - развитие навыков логического мышления; - развитие речи; -развитие познавательной и творческой активности, интеллектуальных способностей; -совершенствование умения ориентироваться в постоянно-меняю-щемся информационном потоке; -создание комфортной обстановки для раскрытия умственных способностей обучающихся; -развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание. Использовались методы обучения: - Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение. - Наглядные: демонстрация. - Практические: упражнения, выполнение графических записей. - Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ, опрос. Предполагались ожидаемые результаты работы: -увеличение скорости и объемов чтения; -более высокий уровень концентрации и распределения внимания; - развитие памяти: зрительной, образной, слуховой, логической и других. -синхронизациям работы обоих полушарий мозга расширение поля зрения -совершенствование мышления. -развитие артикуляции и моторики Основной показатель качества освоения программы – увеличение скорости чтения и быстрое усвоение необходимой информации, личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в ученическом коллективе. Вывод: Вконце учебного года дети улучшили показатели в скорости чтения, а также по всем предметам повысилось качество знаний и умений. У них стал более выше уровень концентрации и распределения внимания, наблюдалось развитие памяти: зрительной, образной, слуховой, логической и других и развилось логическое, образное мышление.