Кириченко Ксения Алексеевна учитель русского языка и литературы МБОУ "Школа имени Махтумкули Фраги", г. Астрахань
Современные исследователи понимают под понятием «методология» именно методологию научного познания, то есть учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. В педагогике методология предусматривает совокупность целей, содержания и методов исследования, которые дают возможность получить наиболее точную, объективную и структурированную информацию о педагогических процессах и явлениях. Методология педагогики позволяет разработать методы осуществления исследовательской и проектной деятельности. Основными задачами методологии педагогики являются определение предмета педагогики, места педагогики в иерархии других наук, разработка методов получения знаний о педагогической науке, анализ зарубежных педагогический исследований и т.д. К актуальным проблемам современной педагогической науки относят проблемы методологии определения предмета педагогики, познания логики педагогических процессов и явлений и процедуры исследований в области педагогики. В настоящее время методология развивается быстрыми темпами. Важной задачей методологии является оказание помощи исследователю, формирование у него специализированных умений и навыков в области исследовательских и научных работ. Наше социальное пространство постоянно меняется, что делает актуальным в педагогической науке следующие методологические проблемы: 1) основа педагогической деятельности как общественного явления; 2) предмет педагогики в процессе непрерывного образования; 3) специфика становления личности обучаемых как субъектов и объектов воспитания; 4) специфика взаимосвязи непрерывного образования и воспитания; 5) философские, психологические, педагогические и социальные аспекты определения структуры образования; 6) сущность и логика педагогического мышления и т.д. В настоящее время наиболее актуальные комплексные исследования с участием педагогики. Существует несколько видов таких исследований: 1) монодисциплинарные (исследование сходных по своему содержанию проблем специалистами одной и той же науки); 2) междисциплинарные (исследование объекта специалистами разных наук). Исследования в педагогической науке являются монодисциплинарными, так как любые проблемы ограничиваются рассмотрением и решением только в рамках этой науки. Междисциплинарными они не будут даже тогда, когда исследователь для решения проблемы углубится в психологию, поскольку в таком случае изменится только его позиция, а не предмет и задачи педагогики. Таким образом, методологические исследования являются важнейшим условием развития педагогической науки, приобретая особую значимость именно в период крупных преобразований в социуме, что, в свою очередь, тоже является большой проблемой, поскольку осмысление новых реалий требует серьезных изменений в системе теоретических представлений, углубленного изучения философии и методов научного познания в различных научных областях, в частности в педагогике.