АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ С ПОМОЩЬЮ ИГР У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дацькив Елена Леонидовна учитель-логопед МБДОУ "Детский сад № 8 "Крепыш", г. Балашиха, Московская область
Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственными стандартом дошкольного образования (ФГОС) направлено на создание системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание квалифицированной помощи детям с ограниченными возможностями. Одна из приоритетных задач для старшего дошкольного возраста - подготовка детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь, которая является важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей. Проблема преодоления ОНР относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт, на это влияют экологические, биологические, социально психологические и другие факторы. Исходя из вышеуказанного, остро встаёт вопрос о квалифицированной диагностике и выборе адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими ТНР. У детей с ТНР наблюдаются недостатки в звукопроизношении, нарушения слоговой структуры слова, трудности в овладении звуковым анализом и синтезом, недостаточная сформированность фонематического восприятия, трудности освоения лексико – грамматических категорий, несформированность связной речи. Основной целью коррекционной работы является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения — одна из важных составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков, следующая за постановкой (или коррекцией) звука. Автоматизировать звук – значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Закрепление правильного звукопроизношения характеризуется продолжительностью и значительной трудоемкостью, что обусловлено необходимостью затормаживания привычного для ребенка ненормативного произношения с переходом к новому двигательному стереотипу. Работая с детьми с ТНР, можно отметить ряд трудностей при формировании правильного звукопроизношения – более длительный процесс автоматизации звуков и отсутствие мотивации у детей, так как автоматизация звука требует многократного повторения слов, однообразие средств, предъявляемых ребёнку, а это утомляет детей, не «стимулирует» к самостоятельному употреблению слов. Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра является ведущей деятельностью для дошкольника, и в игровой деятельности зарождаются элементы учебной, которые сопутствуют ей. Правильно и интересно организованная игра способствует не только развитию и исправлению речи, но и развитию личности в целом. В процессе игры преодолевается застенчивость, скованность которые свойственны детям с нарушением речи. Во время игры у этих детей развивается инициативность. В игре ребёнок естественным образом обучается, решая коррекционные, образовательные и воспитательные задачи, обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается быстрее, легче и даёт высокие результаты. Этому способствует и положительный эмоциональный фон игры. Часто малоинтересные логопедические упражнения, проведенные в игровой форме, становятся для ребенка увлекательным занятием. Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста, однако, на сегодняшний день отмечено, что современные дети не умеют играть. Игры с правилами частично утратили в их кругах свою актуальность, на смену им приходят электронные игры, которые хотя и имеют свод неких правил, лишают при этом возможности игроков живого общения и зачастую не требуют для взаимодействия использование речи. Именно поэтому педагоги дошкольного образования озадачены модернизацией уже имеющихся и разработкой новых игр. Цель моей работы – повышение интереса ребёнка к логопедическим занятиям в процессе работы по автоматизации звуков через игры. Задачи: · подобрать наиболее эффективные игровые упражнения для осуществления коррекционной работы; · адаптировать и модернизировать имеющиеся средства обучения; · ввести в работу воспитанников игровые упражнения. Можно выделить условия для успешной автоматизации звуков: · насыщенная предметно – развивающая среда; · многократное повторение одного и того же материала в разных вариантах; · произнесение речевого материала с одновременным выполнением различных движений; · постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений; · игровая ситуация в течение всего занятия; · соревновательный момент. В предложенной системе игр мною адаптированы и разработаны игровые задания с использованием звуковых дорожек, эспандеров, камней Марблс, конструкторов различной модификации, музыкальных молотков, барабанной установки, световых мячей, мяча для фитнеса, игрушки -говорушки, балансирующих лабиринтов, веревочных катушек, аэрофутбола, карандашей со сменными блоками, клюшки и шайбы, кольцеброса, многофункциональных речевых кубиков. На этапе закрепления звука в изолированном звучании можно использовать различные звуковые дорожки «Обведи двумя руками». Вариант игры предполагает, что ребёнок проводит пальцами по линиям одновременно двумя руками и произносит изолированный звук. Одновременное выполнение движений двумя руками обеспечивает автоматизацию изолированного звука, формирование межполушарных связей, улучшению сенсомоторной и пространственной координации, повышению произвольного внимания, самоконтроля, усидчивости, развитию зрительно – моторной координированности, укреплению кистей рук и пальцев, появлению большей согласованности мелкой моторики. Данную игру можно использовать как у речевых, так и без речевых детей. На этапе автоматизации звука в слогах большую эффективность дают игры с использованием спортивных средств – эспандера, клюшки и шайбы, мяча – фитнесбола, аэрофутбола. Растягивая эспандер, дети повторяют заданные слоги, и наряду с автоматизацией слогов, у детей развивается фонематическое восприятие, слуховое восприятие, слуховая память, зрительно – моторная координация, общая моторика, укрепляются мышцы рук, что особенно важно для детей с ДЦП. Игра «Кручу, верчу слог, слово сказать хочу…» предполагает использование различных волчков, прокручивая которые, ребенок произносит слоги с автоматизированным звуком. Бросая в коробку или баночку разноцветные камешки Марблс, дети повторяют слоги столько раз, сколько камешков одинакового цвета. Так, пока металлический шарик скатывается по дорожкам башни в игре «Построй башню»,ребёнок произносит слоги, слова или когда шарик скатывается по дорожкам, ребёнок строит башню из бочонков и называет слоги, слова. Играя с игрушкой -говорушкой Вороной, дети не только закрепляют правильное произношение звуков в словах, развивают фонематическое восприятие, слуховую память, слуховое внимание, но и получают большой эмоциональный положительный заряд, так как могут услышать свои самостоятельно произнесённые слова, что повышает детскую мотивацию и результативность работы. Собирая пластмассовые разноцветные карандаши, состоящие из нескольких частей, дети проговаривают слова и выполняют задания: · «Карандаш мы собираем и предметы называем…» · «Карандаш мы собираем, и предметы посчитаем - одна сова, две совы…» · «Карандаш мы собираем, и цвета мы называем…» Выступая в роли барабанщиков, дети барабанят по барабанной установке одновременно двумя руками, произнося слоги, слова, предложения. Также для этой цели можно использовать детские музыкальные молотки, сопровождая постукивание молотков словами: «Я стучу, стучу, стучу, повторить слова (слоги) хочу». Данные игры помогают формировать не только правильное звукопроизношение, но и слоговую структуру слова. Используя «Балансирующий круг», дети выкладывают круги по цвету, по количеству и произносят слоги, слова. Закручивая и раскручивая гайки и болты, дети повторяют слоги, слова: «Гайку я кручу, кручу, слоги (слова) повторить хочу». Дети очень любят закрывать картинки разноцветными пластмассовыми геометрическими фигурами, считать их и называть по порядку: «один шкаф, два шкафа». Они называют предметы по количеству, форме и цвету фигуры: «один оранжевый шкаф, два оранжевых шкафа», тем самым не только автоматизируя звук, но и упражняясь в согласовании существительных с числительными и с прилагательными. Конструкторы различной модификации позволили создать игру «Умелые руки». В процессе постройки и сборки различных построек и фигур, дети повторяют слова с автоматизированным звуком: «Мы фигуру собираем, и слова мы повторяем». Много положительных эмоций возникает у детей в игре «Угостибегемота» и «Накорми акулу». Ребёнок кладёт по одной картинке в раскрывающуюся пасть акулы или бегемота и произносит: «Акула съела…, я угостил бегемота …» Игрушечный звуковой микрофон превращает ребенка в диктора. Ребенок не только повторяет слова, но и составляет предложения, а также детские репортажи. Использование в процессе автоматизации звуков адаптированных игр с игрушками позволяет решать задачи коррекции звукопроизношения, формирования и развития лексико - грамматических категорий, фонематического восприятия, развития высших психических функций, пространственной ориентации и зрительно – моторной координации, а также детского творчества. Многие игры дети придумывают сами и предлагают свои варианты игровых ситуаций, а это повышает не только мотивацию, но и самостоятельность, сознательность и самооценку, что очень важно для детей с ТНР. Можно отметить, что использование данных игр способствует: · увлекательной форме коррекционного процесса; · созданию более сложной речевой ситуации – контроль · за правильным звукопроизношением, выполнением игровых действий · и правил, работой воображения, построением самостоятельных речевых высказываний, подбором слов, грамматическим оформлением речи · и выполнением мыслительных операций; · коррекции звукопроизношения, лексико – грамматического строя речи, фонематического восприятия; · развитию психических процессов; · положительному эмоциональному настрою детей; · снижению утомляемости; · повышению интереса к занятиям; · ускорению сроков автоматизации. Результаты обследования детей позволяют говорить о положительном влиянии использования логопедических игр и упражнений в коррекции звукопроизношения детей с ТНР. Список используемой литературы: 1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). 2. — URL: https://vk.com/wall-140321765_1448 (дата обращения 10.08.2022). 3. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/05/28 /ispolzovanie-igr-i-igrovyh-priemov-na-etape-avtomatizatsii (дата обращения28.05.2019г.)