Конференции

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД: «СИЛЬНЫЕ» И «СЛАБЫЕ» ДЕТИ

Овчарова Людмила Викторовна
учитель начальных классов
ГОУ ЛНР "Свердловская СШ № 8 им Станислава Синельника", г. Свердловск Луганской области

(слайд 1 – титульный)
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь»
В. Ключевский
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
(слайд 2)
«Целью индивидуального подхода к обучению является всемерное способствование тому, чтобы подметить в каждом ученике его самую сильную сторону, помочь этой "живинке" претвориться и развиться в деятельности так, чтобы в ребенке засверкала его человеческая индивидуальность, поддержать веру в свои силы, укрепляя его бодрость и волю, помочь достичь свой "потолок" в развитии, до которого позволяет ему подняться полный расцвет его способностей».
В.А. Сухомлинский
Психологи и педагоги разработали различные примерные программы педагогического изучения учащихся. Однако какими бы различными ни были эти программы, основное содержание их сводится к следующему.
Необходимо получить краткие сведения о семье ребёнка, узнать условия жизни его в семье, познакомиться с особенностями физического развития, то есть с состоянием здоровья ребёнка, изучить особенности общего и умственного развития ребёнка- его готовность учиться в данном классе, уровень познавательных способностей - наблюдательность, внимание, память, речь, мыслительные процессы, направленность интересов (к чему, к какому учебному предмету ученик проявляет наибольший интерес), качество знаний, умений и навыков по каждому предмету (в чём ученик более силён, в чём менее), отношение к учебным занятиям- к своим успехам и неудачам, навыки самостоятельности и темп работы, изучить морально волевые качества ученика - овладение правилами поведения, чувство ответственности за порученное дело, уравновешенность, настойчивость, умение преодолевать трудности.
(слайд 3)
Цель индивидуального подхода:
·           - повышение восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
·           индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков;
·           организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача:
- увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее;
- помочь ребенку поверить в свои силы;
- обеспечить его максимальное развитие;
- вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».
(слайд 4)
Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода.
Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.
Как отмечает Воронкова В.В., индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. В специальной (коррекционной) школе учитель для изучения учащихся имеет возможность получить данные клинического и психологического обследования каждого ученика класса и дополнять их педагогическими наблюдениями. В результате этого создаются педагогические характеристики учащихся, отражающие состояние их речи, внимания и памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоционально-волевой сферы.
Опираясь на эти данные, учитель намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает для их решения систему педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы с классом, а в отдельных случаях — индивидуальной дополнительной работы.
Сегодня мы, учителя, в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Интерес к этому вполне понятен. Большинство применяемых в образовании технологий ориентировано на групповой способ обучения при единых требованиях, затратах времени, объеме изучаемого материала без учета особенностей индивидуально-психологического развития каждого учащегося, что не приносит значительных результатов в обучении.
Мы считаем, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка.
Учитель должен уметь
•        Обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
•        работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный поход и консультировать учащихся;
•        стимулировать познавательные способности учащихся
•        принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
•        анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
•        отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел.
(слайд 5)
Современный учитель стремится к тому, чтобы выявить индивидуальные способности учащихся, их способность мыслить глубоко, оригинально, свободно и эмоционально.
Уместно, на мой взгляд, вспомнить слова писателя, философа США Ральфа Уолда Эмерсона (1803-1882): «Учитель – человек, который может делать трудные вещи лёгкими».
И с каждым годом работы в школе я всё больше убеждаюсь в том, что реальным путём к достижению такой цели становится индивидуально-дифференцированный подход к организации учебного процесса.
Принцип индивидуального подхода к учащимся является психолого-гуманистическим принципом. Индивидуальный подход необходимо осуществлять в отношении всех учащихся, независимо от их успеваемости, поскольку каждый ребёнок представляет собой относительно более сильные или слабые стороны. Только зная индивидуальные особенности ученика, можно сознательно и уверенно руководить всесторонним формированием его личности.
В моей педагогической деятельности индивидуально-дифференцированный подход является одним из принципов работы, который с большим интересом применяю на практике, так как именно это направление неоднократно подводило к ответам в решении многих профессиональных ситуаций, и помогает сохранению психологического, да и физического здоровья учеников.
Вопрос дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы, и мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди все-таки рождаются разными.
Использование этой системы предполагает знание психологических особенностей каждого ученика. Хорошо знать своих учеников – значит, дать им возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить в них веру в свои силы.
Положительные стороны индивидуального подхода
•        Вовлечь в работу каждого ученика:
•        Сильным учащимся, развивая способность, можно уделить время, развивая способности;
•        Слабым учащимся можно помочь, уделяя внимание и контроль;
(слайд 6)
Характерные особенности групп (вариантов) и задачи по работе с ними
•        1 вариант- учащиеся с высокой успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний, высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности. Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного умственного труда, обладают высоким уровнем самостоятельности. Поэтому, работая с ними, необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным возможностям.
•        Цель обучения - воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы.
•        2 вариант–учащиеся со средними учебными возможностями. При работе с этой группой главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций (иногда с тактичной помощью учителя), воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Необходимо постоянно создавать условия для продвижения в развитии этой группы школьников и постепенного перехода части из них на работу по 1 варианту.
•        Цель обучения - развивать их способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.
•        3 вариант–учащиеся с пониженной успеваемостью в результате их педагогической запущенности или низких способностей.
•        Цель обучения - уделить особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока I и 2 варианты работают самостоятельно, помогать усваивать правило, формировать умение объяснить орфограмму, проговаривать вслух, то есть работать с учащимися отдельно.
•        (слайд 7)
Виды дифференцированной помощи
•        - Постоянная работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние задания, предупреждение о наиболее типичных ошибках.
•        - Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся.
•        - Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы.
•        - Использование слабыми учащимися при ответе составленного дома плана изложения материала или выполненной самим памяткой для ответа.
•        - Координация объема домашних заданий, доступность его выполнения в установленное время.
•        - Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнений.
•        - Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке.
•        -Указание правила, на которое опирается задание.
•        - Указание алгоритма выполнения задания.
•        - Указание аналогичного задания, выполненного раньше.
•        - Объяснение хода выполнения подобного задания.
•        - Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.
•        - Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
•        - Постановка наводящих вопросов.
•        Удачное сочетание методов и приемов, работа с сильными и слабыми учащимися дает положительный результат.
Для успешного осуществления дифференцированной работы необходимо также соблюдение особенностей работы по вариантам
(слайд 8)
Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:
Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы.
Проведение диагностики на основе выбранных критериев. (Наиболее полную дают разноуровневые контрольные работы).
Распределение учащихся на группы в соответствии в диагностику.
Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока.
Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.
(слайд - 9)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Исследовательская деятельность является одним из приоритетов современного образования. Поэтому учителя в начальной школе создают психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности.
Организуя исследовательскую деятельность, учитель становится не только носителем готовых знаний, но и организатором познавательной деятельности учащихся; помогает выдвигать и обсуждать предположения, принимать решения; поощряет инициативу каждого ребёнка, помогает ему самостоятельно продвигаться к цели.
Исследовательская деятельность в начальных классах может быть реализована не только через индивидуальный проект, но и через групповой. Это позволяет развивать коммуникативные умения детей. Для этого детям необходимо распределить роли (обязанности): исследователь, творец, помощник, организатор, докладчик.
Спецификой исследовательской работы в начальной школе является систематическая, направляющая, стимулирующая, корректирующая роль учителя; привлечение родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Учитель должен уметь увидеть и помочь отобрать наиболее интересные и практически значимые темы, а также необходимо определить актуальность и практическую значимость работы.
Начиная работу по исследовательской деятельности, необходимо учить детей составлять план письменного текста (на уроках Чтения, Окружающего мира дети часто составляют план к произведению)
Помощь учителя и в оформление результатов исследования, и в подготовке к защите и сама защита. Защитную речь пишу сама.
После выступления докладчика ему могут быть заданы вопросы.
Надо предвидеть их, и научить ребёнка правильно отвечать. (Если вы не знаете ответ, скажите, что именно этому вопросу будут посвящено ваше дальнейшее исследование. Благодарите за интерес, проявленный к вашей теме.)
Подготовка исследования к защите должна превратиться для детей в интересную многодневную игру. В ходе неё сразу заметно, как дети становятся серьёзными и важными.
Главным результатом использования исследовательских заданий в начальной школе является развитие самого ученика за счет приобретения опыта исследовательской деятельности, за счет открытия, осмысления, обобщения новых знаний.
(слайд 10);
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ МОЖНО ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ:
§  по уровню творчества
§  по уровню трудности
§  по объёму
(слайд - 11)
По уровню творчества задания делятся: на РЕПРОДУКТИВНЫЕ - типовые упражнения
-решение задач знакомых видов, -решение примеров на изученные, -вычислительные приёмы, -решение простых уравнений
и ТВОРЧЕСКИЕ: поиск закономерностей; задания на классификацию математических объектов; задания с недостающими и лишними данными; выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения; самостоятельное составление задач, математических выражений, равенств и неравенств, нестандартные задачи и задания
Пример: 3 класс 1 четверть
Что тебе вспоминается о летних каникулах?
1. С помощью каких 6 слов можно передать эти воспоминания. Назови эти слова. Поясни их выбор.
2. Подготовь устные воспоминания о летних каникулах.
3. Возможно, ты пожелаешь записать свои воспоминания, зарисовки для будущего художественного журнала класса.
(слайд – 12)
По уровню трудности:
§  усложнение материала, которое используется в задании;
§  увеличение количества действий в выражений, в решении задачи;
§  использование обратного задания вместо прямого;
§  выполнение операции сравнения в дополнение к основному;
§  использование букв вместо чисел или отдельных цифр
Пример: тема «Согласные звуки» 1 класс Пример: тема «Согласные звуки» 1 класс

(слайд – 13)
По объёму учебного материала
Необходимость обусловлена разным темпом работы учащихся
Основное задание – I группа учащихся
Дополнительное задание - II группа и III группа
II группа
связано с основным
более высокого
уровня трудности
аналогичное
творческое
III группа
отличное от основного
репродуктивное из другого раздела
на смекалку
нестандартные
Пример: Дана задача.
Две книги стоят 32 рубля. Одна из них стоит 20 рублей. Сколько стоит другая книга?
1.         Реши задачу.
2.         Составь к этой задаче обратную и реши её.
3.         Составь к этой задаче две обратных и реши их.
(слайд – 14)
По способу организации деятельности
§  по степени самостоятельности учащихся;
§  по степени и характеру помощи учащимся
§  по характеру учебных действий
(слайд – 15)
По степени самостоятельности
§  Знакомство с заданием одинаково
§  Исполнительский этап:
I группа – с учителем
II группа – сначала с учителем, затем самостоятельно
III группа - самостоятельно
Пример: Составьте из отдельных слогов целые слова с сочетанием ЖИ.
ПРУ, ХИ, ЖИ, Е О, НА РУ
2 и 3 группы выполняют задание самостоятельно.
1 группа – под руководством учителя.
Один ученик работает у доски.
Соединяет слоги стрелочками, составляя слово.
Затем дети записывают слово самостоятельно
Обычно используются различные способы дифференциации в сочетании друг с другом.
Задание по выбору учащихся (слайд 16)
ПО СТЕПЕНИ И ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ
§  Стимулирующая – ученик не включился в самостоятельную работу, либо допустил ошибку - учитель ободряет, разъясняет задание.
§  Направляющая – дается подсказка, помогающая актуализировать знания, облегчающая выполнение задания.
§  Обучающая – учитель раскрывает путь выполнения задания, сообщает о том, что нужно делать.
(слайд №17)
Задания по выбору учащихся
оказывают влияние на становление положительной учебной мотивации
§  варианты заданий отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом
вариант 1 – основное задание
вариант 2 – задание большего объёма
вариант 3 – творческое задание
§  применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности (если ученик ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант
«Ребенка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора». Ш.А. Амонашвили.
Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объемом. Ученики сами определяют, какой вариант будут выполнять.
(слайд №18)
Возможно применение игровых приемов, с помощью которых задается уровень сложности задания.
Пример: Создание ситуации выбора
Перед вами корабли, которые попали в шторм. Нужно их спасти, для этого выполнить задание, написанное рядом с кораблем. Выберите, какой корабль будете спасать. Труднее всего спасти большой корабль, полегче средний, еще проще – маленький.
Но даже если будете спасать маленький корабль, все равно будет польза.
Каждый ученик выбирает один вариант. Если он ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант.
Игровая ситуация может изменяться. (Строим дом. Спасаем бегемота – рисунки разного размера).
Дифференциация на основе выбора способствует формированию прогностической самооценки. Еще до начала работы ученику надо оценить свои возможности в его выполнении.
Целесообразно постепенно усложнять оценочную ситуацию (учитель не сообщает, какие задания проще – труднее, не использует рисунки – учащиеся сами оценивают уровень сложности и свои возможности).
Ситуация выбора оказывает влияние на становление положительной учебной мотивации. Особенности уч. мотивации можно учитывать при подборе заданий.
Так, карточки с математическими заданиями помещаются в конверты, а учащимся сообщается, что можно выбрать задания из любого конверта. Каждая группа заданий (конверт) мотивирована на детей с преобладанием какого-либо вида учебного мотива.
Например, на одном конверте красочная картинка – задания при этом самые обычные из учебника. Во второй конверт помещаются задания. Которые можно выполнять в паре, группе. В третьем конверте – творческие, нестандартные.
Обычно задания из первого конверта выбирают дети, для которых важна внешняя атрибутика, у них преобладает эмоциональная мотивация, второй конверт предназначен для детей с преобладанием социальных мотивов, третий – для тех детей, у которых уже имеются познавательные мотивы.
Дифференциация учебных заданий:
Каждодневная работа настраивает детей двигаться дальше, достигать больших успехов.
(слайд 19)
Индивидуальный подход к обучению на уроках это: положительные эмоции
повышение самооценки учащихся защищённость интерес к учёбе комфорт снижение барьеров страха доверие к педагогу доброжелательные отношения в классном коллективе.
Осуществляя индивидуальный - дифференцированный подход, учителя руководствуются следующими требованиями:
создание благоприятной атмосферы для учащихся;
активно общаются с учащимися для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому «взять» столько, сколько он может).
Учителя нашей школы для разноуровневого обучения используют:
Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи.
Альтернативные задания для добровольного выполнения.
Задания, содержание которых найдено учеником.
Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.
(слайд №20)
Обращение к учителю!
ü  Только поддерживая друг друга, приёмы дают «радужный» эффект, а технология – свой результат.
ü  Терпение и постепенность!
ü  Многоцветную картину не рисуют одним махом.
ü  Каждый новый приём, новую технологию необходимо отрабатывать до автоматизма.
ü  Если класс сыгран, то урок – как музыка, а технология сверкает своими алмазными отточенными гранями.
ü  Давайте пробовать учиться, совершенствоваться!
ü  А главное любить и уважать ученика!
(слайд №21)
Спасибо за внимание!
2022-08-23 12:57 Август 2022