Овчарова Людмила Викторовна учитель начальных классов ГОУ ЛНР "Свердловская СШ № 8 им Станислава Синельника", г. Свердловск Луганской области
(слайд 1 – титульный) «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь» В. Ключевский Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. (слайд 2) «Целью индивидуального подхода к обучению является всемерное способствование тому, чтобы подметить в каждом ученике его самую сильную сторону, помочь этой "живинке" претвориться и развиться в деятельности так, чтобы в ребенке засверкала его человеческая индивидуальность, поддержать веру в свои силы, укрепляя его бодрость и волю, помочь достичь свой "потолок" в развитии, до которого позволяет ему подняться полный расцвет его способностей». В.А. Сухомлинский Психологи и педагоги разработали различные примерные программы педагогического изучения учащихся. Однако какими бы различными ни были эти программы, основное содержание их сводится к следующему. Необходимо получить краткие сведения о семье ребёнка, узнать условия жизни его в семье, познакомиться с особенностями физического развития, то есть с состоянием здоровья ребёнка, изучить особенности общего и умственного развития ребёнка- его готовность учиться в данном классе, уровень познавательных способностей - наблюдательность, внимание, память, речь, мыслительные процессы, направленность интересов (к чему, к какому учебному предмету ученик проявляет наибольший интерес), качество знаний, умений и навыков по каждому предмету (в чём ученик более силён, в чём менее), отношение к учебным занятиям- к своим успехам и неудачам, навыки самостоятельности и темп работы, изучить морально волевые качества ученика - овладение правилами поведения, чувство ответственности за порученное дело, уравновешенность, настойчивость, умение преодолевать трудности. (слайд 3) Цель индивидуального подхода: · - повышение восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; · индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков; · организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Основная задача: - увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее; - помочь ребенку поверить в свои силы; - обеспечить его максимальное развитие; - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных». (слайд 4) Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития. Как отмечает Воронкова В.В., индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. В специальной (коррекционной) школе учитель для изучения учащихся имеет возможность получить данные клинического и психологического обследования каждого ученика класса и дополнять их педагогическими наблюдениями. В результате этого создаются педагогические характеристики учащихся, отражающие состояние их речи, внимания и памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоционально-волевой сферы. Опираясь на эти данные, учитель намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает для их решения систему педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы с классом, а в отдельных случаях — индивидуальной дополнительной работы. Сегодня мы, учителя, в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Интерес к этому вполне понятен. Большинство применяемых в образовании технологий ориентировано на групповой способ обучения при единых требованиях, затратах времени, объеме изучаемого материала без учета особенностей индивидуально-психологического развития каждого учащегося, что не приносит значительных результатов в обучении. Мы считаем, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка. Учитель должен уметь • Обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования; • работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный поход и консультировать учащихся; • стимулировать познавательные способности учащихся • принимать взвешенные психолого-педагогические решения; • анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса; • отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел. (слайд 5) Современный учитель стремится к тому, чтобы выявить индивидуальные способности учащихся, их способность мыслить глубоко, оригинально, свободно и эмоционально. Уместно, на мой взгляд, вспомнить слова писателя, философа США Ральфа Уолда Эмерсона (1803-1882): «Учитель – человек, который может делать трудные вещи лёгкими». И с каждым годом работы в школе я всё больше убеждаюсь в том, что реальным путём к достижению такой цели становится индивидуально-дифференцированный подход к организации учебного процесса. Принцип индивидуального подхода к учащимся является психолого-гуманистическим принципом. Индивидуальный подход необходимо осуществлять в отношении всех учащихся, независимо от их успеваемости, поскольку каждый ребёнок представляет собой относительно более сильные или слабые стороны. Только зная индивидуальные особенности ученика, можно сознательно и уверенно руководить всесторонним формированием его личности. В моей педагогической деятельности индивидуально-дифференцированный подход является одним из принципов работы, который с большим интересом применяю на практике, так как именно это направление неоднократно подводило к ответам в решении многих профессиональных ситуаций, и помогает сохранению психологического, да и физического здоровья учеников. Вопрос дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы, и мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди все-таки рождаются разными. Использование этой системы предполагает знание психологических особенностей каждого ученика. Хорошо знать своих учеников – значит, дать им возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить в них веру в свои силы. Положительные стороныиндивидуального подхода • Вовлечь в работу каждого ученика: • Сильным учащимся, развивая способность, можно уделить время, развивая способности; • Слабым учащимся можно помочь, уделяя внимание и контроль; (слайд 6) Характерные особенности групп (вариантов) и задачи по работе с ними • 1 вариант- учащиеся с высокой успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний, высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности. Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного умственного труда, обладают высоким уровнем самостоятельности. Поэтому, работая с ними, необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным возможностям. • Цель обучения - воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы. • 2 вариант–учащиеся со средними учебными возможностями. При работе с этой группой главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций (иногда с тактичной помощью учителя), воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Необходимо постоянно создавать условия для продвижения в развитии этой группы школьников и постепенного перехода части из них на работу по 1 варианту. • Цель обучения - развивать их способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах. • 3 вариант–учащиеся с пониженной успеваемостью в результате их педагогической запущенности или низких способностей. • Цель обучения - уделить особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока I и 2 варианты работают самостоятельно, помогать усваивать правило, формировать умение объяснить орфограмму, проговаривать вслух, то есть работать с учащимися отдельно. • (слайд 7) Виды дифференцированной помощи • - Постоянная работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние задания, предупреждение о наиболее типичных ошибках. • - Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся. • - Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы. • - Использование слабыми учащимися при ответе составленного дома плана изложения материала или выполненной самим памяткой для ответа. • - Координация объема домашних заданий, доступность его выполнения в установленное время. • - Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнений. • - Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке. • -Указание правила, на которое опирается задание. • - Указание алгоритма выполнения задания. • - Указание аналогичного задания, выполненного раньше. • - Объяснение хода выполнения подобного задания. • - Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания. • - Расчленение сложного задания на элементарные составные части. • - Постановка наводящих вопросов. • Удачное сочетание методов и приемов, работа с сильными и слабыми учащимися дает положительный результат. Для успешного осуществления дифференцированной работы необходимо также соблюдение особенностей работы по вариантам (слайд 8) Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов: Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы. Проведение диагностики на основе выбранных критериев. (Наиболее полную дают разноуровневые контрольные работы). Распределение учащихся на группы в соответствии в диагностику. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока. Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий. (слайд - 9) ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Исследовательская деятельность является одним из приоритетов современного образования. Поэтому учителя в начальной школе создают психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Организуя исследовательскую деятельность, учитель становится не только носителем готовых знаний, но и организатором познавательной деятельности учащихся; помогает выдвигать и обсуждать предположения, принимать решения; поощряет инициативу каждого ребёнка, помогает ему самостоятельно продвигаться к цели. Исследовательская деятельность в начальных классах может быть реализована не только через индивидуальный проект, но и через групповой. Это позволяет развивать коммуникативные умения детей. Для этого детям необходимо распределить роли (обязанности): исследователь, творец, помощник, организатор, докладчик. Спецификой исследовательской работы в начальной школе является систематическая, направляющая, стимулирующая, корректирующая роль учителя; привлечение родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Учитель должен уметь увидеть и помочь отобрать наиболее интересные и практически значимые темы, а также необходимо определить актуальность и практическую значимость работы. Начиная работу по исследовательской деятельности, необходимо учить детей составлять план письменного текста (на уроках Чтения, Окружающего мира дети часто составляют план к произведению) Помощь учителя и в оформление результатов исследования, и в подготовке к защите и сама защита. Защитную речь пишу сама. После выступления докладчика ему могут быть заданы вопросы. Надо предвидеть их, и научить ребёнка правильно отвечать. (Если вы не знаете ответ, скажите, что именно этому вопросу будут посвящено ваше дальнейшее исследование. Благодарите за интерес, проявленный к вашей теме.) Подготовка исследования к защите должна превратиться для детей в интересную многодневную игру. В ходе неё сразу заметно, как дети становятся серьёзными и важными. Главным результатом использования исследовательских заданий в начальной школе является развитие самого ученика за счет приобретения опыта исследовательской деятельности, за счет открытия, осмысления, обобщения новых знаний. (слайд 10); СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ МОЖНО ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ: § по уровню творчества § по уровню трудности § по объёму (слайд - 11) По уровню творчества задания делятся: на РЕПРОДУКТИВНЫЕ - типовые упражнения -решение задач знакомых видов, -решение примеров на изученные, -вычислительные приёмы, -решение простых уравнений и ТВОРЧЕСКИЕ: поиск закономерностей; задания на классификацию математических объектов; задания с недостающими и лишними данными; выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения; самостоятельное составление задач, математических выражений, равенств и неравенств, нестандартные задачи и задания Пример: 3 класс 1 четверть Что тебе вспоминается о летних каникулах? 1. С помощью каких 6 слов можно передать эти воспоминания. Назови эти слова. Поясни их выбор. 2. Подготовь устные воспоминания о летних каникулах. 3. Возможно, ты пожелаешь записать свои воспоминания, зарисовки для будущего художественного журнала класса. (слайд – 12) По уровню трудности: § усложнение материала, которое используется в задании; § увеличение количества действий в выражений, в решении задачи; § использование обратного задания вместо прямого; § выполнение операции сравнения в дополнение к основному; § использование букв вместо чисел или отдельных цифр Пример: тема «Согласные звуки» 1 класс Пример: тема «Согласные звуки» 1 класс (слайд – 13) По объёму учебного материала Необходимость обусловлена разным темпом работы учащихся Основное задание – I группа учащихся Дополнительное задание - II группа и III группа II группа связано с основным более высокого уровня трудности аналогичное творческое III группа отличное от основного репродуктивное из другого раздела на смекалку нестандартные Пример: Дана задача. Две книги стоят 32 рубля. Одна из них стоит 20 рублей. Сколько стоит другая книга? 1. Реши задачу. 2. Составь к этой задаче обратную и реши её. 3. Составь к этой задаче две обратных и реши их. (слайд – 14) По способу организации деятельности § по степени самостоятельности учащихся; § по степени и характеру помощи учащимся § по характеру учебных действий (слайд – 15) По степени самостоятельности § Знакомство с заданием одинаково § Исполнительский этап: I группа – с учителем II группа – сначала с учителем, затем самостоятельно III группа - самостоятельно Пример: Составьте из отдельных слогов целые слова с сочетанием ЖИ. ПРУ, ХИ, ЖИ, Е О, НА РУ 2 и 3 группы выполняют задание самостоятельно. 1 группа – под руководством учителя. Один ученик работает у доски. Соединяет слоги стрелочками, составляя слово. Затем дети записывают слово самостоятельно Обычно используются различные способы дифференциации в сочетании друг с другом. Задание по выбору учащихся (слайд 16) ПО СТЕПЕНИ И ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ § Стимулирующая – ученик не включился в самостоятельную работу, либо допустил ошибку - учитель ободряет, разъясняет задание. § Направляющая – дается подсказка, помогающая актуализировать знания, облегчающая выполнение задания. § Обучающая – учитель раскрывает путь выполнения задания, сообщает о том, что нужно делать. (слайд №17) Задания по выбору учащихся оказывают влияние на становление положительной учебной мотивации § варианты заданий отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом вариант 1 – основное задание вариант 2 – задание большего объёма вариант 3 – творческое задание § применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности (если ученик ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант «Ребенка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора». Ш.А. Амонашвили. Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объемом. Ученики сами определяют, какой вариант будут выполнять. (слайд №18) Возможно применение игровых приемов, с помощью которых задается уровень сложности задания. Пример: Создание ситуации выбора Перед вами корабли, которые попали в шторм. Нужно их спасти, для этого выполнить задание, написанное рядом с кораблем. Выберите, какой корабль будете спасать. Труднее всего спасти большой корабль, полегче средний, еще проще – маленький. Но даже если будете спасать маленький корабль, все равно будет польза. Каждый ученик выбирает один вариант. Если он ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант. Игровая ситуация может изменяться. (Строим дом. Спасаем бегемота – рисунки разного размера). Дифференциация на основе выбора способствует формированию прогностической самооценки. Еще до начала работы ученику надо оценить свои возможности в его выполнении. Целесообразно постепенно усложнять оценочную ситуацию (учитель не сообщает, какие задания проще – труднее, не использует рисунки – учащиеся сами оценивают уровень сложности и свои возможности). Ситуация выбора оказывает влияние на становление положительной учебной мотивации. Особенности уч. мотивации можно учитывать при подборе заданий. Так, карточки с математическими заданиями помещаются в конверты, а учащимся сообщается, что можно выбрать задания из любого конверта. Каждая группа заданий (конверт) мотивирована на детей с преобладанием какого-либо вида учебного мотива. Например, на одном конверте красочная картинка – задания при этом самые обычные из учебника. Во второй конверт помещаются задания. Которые можно выполнять в паре, группе. В третьем конверте – творческие, нестандартные. Обычно задания из первого конверта выбирают дети, для которых важна внешняя атрибутика, у них преобладает эмоциональная мотивация, второй конверт предназначен для детей с преобладанием социальных мотивов, третий – для тех детей, у которых уже имеются познавательные мотивы. Дифференциация учебных заданий: Каждодневная работа настраивает детей двигаться дальше, достигать больших успехов. (слайд 19) Индивидуальный подход кобучению на уроках это: положительные эмоции повышение самооценки учащихся защищённость интерес к учёбе комфорт снижение барьеров страха доверие к педагогу доброжелательные отношения в классном коллективе. Осуществляя индивидуальный - дифференцированный подход, учителя руководствуются следующими требованиями: создание благоприятной атмосферы для учащихся; активно общаются с учащимися для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут; обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому «взять» столько, сколько он может). Учителя нашей школы для разноуровневого обучения используют: Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи. Альтернативные задания для добровольного выполнения. Задания, содержание которых найдено учеником. Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности. (слайд №20) Обращение к учителю! ü Только поддерживая друг друга, приёмы дают «радужный» эффект, а технология – свой результат. ü Терпение и постепенность! ü Многоцветную картину не рисуют одним махом. ü Каждый новый приём, новую технологию необходимо отрабатывать до автоматизма. ü Если класс сыгран, то урок – как музыка, а технология сверкает своими алмазными отточенными гранями. ü Давайте пробовать учиться, совершенствоваться! ü А главное любить и уважать ученика! (слайд №21) Спасибо за внимание!