ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Ермакова Людмила Николаевна учитель музыки Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа им. И.Ф. Пермякова с. Полноват"
Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов деятельности: · слушания музыки, восприятия · исполнительства · творчества: сочинения мелодий, попевок, сочинение ритмических рисунков и исполнение их на детских музыкальных инструментах, сочинение движений к играм и танцам. С инструментальным музицированием связано сочинение ритмических рисунков и исполнение их на детских музыкальных инструментах. Инструментальное музицирование – одно из направлений музыкального развития ребёнка. Детские музыкальные инструменты представляют самую привлекательную для детей область музыки. Благодаря игре на музыкальных инструментах, ребёнок с раннего детства приобщается к миру звуков – шумовых, музыкальных, слушает их, исследует, анализирует, познаёт. «Музицирование» - от немецкого означает заниматься музыкой или исполнение музыки в домашних условиях, а в более широком понимании – вообще игра на музыкальных инструментах. Сегодня музицирование - как игра в домашней обстановке, при встрече друзей, практически отсутствует. На протяжении всей истории развития музыки этому понятию придавалось ёмкое значение. На основе музицирования формировались народные музыкальные традиции. Вспомним скоморохов на Руси, они владели почти всеми народными музыкальными инструментами, а трубадуры, менестрели – это те же герои – музыканты разных стран. В среде интеллигенции были популярны музыкальные салоны, домашнее музицирование. Было развито направление придворный музыкант. Такие гении, как И. С. Бах, В. А. Моцарт относились к их числу. При царском дворе и в семьях русских помещиков были домашние оркестры, оперы из крепостных крестьян. Многие родители той эпохи, обладая высокой культурой, сами хорошо владея игрой на музыкальных инструментах, обучали и своих детей. В частности - мать П. Чайковского, родители композиторов А. Бородина, К. Лядова, отец В. А. Моцарта. Для наших детей именно игра на музыкальных инструментах наилучшим образом способствует развитию музыкальных способностей и таких качеств, как · музыкальный слух · музыкальный ритм · ансамблевое исполнение – умение слушать и играть в группе · внимание · целеустремлённость · усидчивость. Игра на музыкальных инструментах даёт возможность познакомиться с самим инструментом и приёмами игры на нём. В этой ансамблевой и оркестровой работе в направлении инструментального творчества используются музыкальные инструменты разных групп: § духовая группа - дудки, кларнеты, триолы, рожки § ударная группа - бубны, барабаны, тарелки, кастаньеты, трещотки разных видов, коробочки, рубели, ладошки, палочки § мелодическая группа - глекиншпиль, металлофоны, ксилофоны. Работа с детьми по обучению игре в оркестре имеет определённую последовательность: · знакомство с музыкальным произведением; · слушание, восприятие; · анализ: определение характера, темпа, жанра музыки, ритмических особенностей, движения мелодии. Игра на музыкальных инструментах открывает перед детьми мир звуков, тембров, развивает чувство стиля, вкуса, пробуждает интерес к музицированию, коллективному исполнительству, влияет на всестороннее развитие личности ребёнка. Замечательно, когда родители в едином порыве с ребёнком изготавливают своими руками музыкальные инструменты: коробочки, ложки, барабаны и т.д. Можно использовать природные материалы – небольшие пенёчки, раскрашенные яркими рисунками, две колотушки к ним и готов барабан. Родителям под силу сделать палочки, как в старину у народов ханты, ложки, коробочки, дудочки. Из фанеры и другого материала родители могут сделать имитации музыкальных инструментов: скрипок, балалаек, домр, с точным количеством струн и колков. В этом процессе самым главным является чувство гордости ребёнка за то, что играть он будет на авторском семейном музыкальном инструменте, сделанным своими руками с помощью родителей, бабушек и дедушек.