ФРОНТОВЫЕ ГАЗЕТЫ ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ
Рахманин Сергей Сергеевич учитель истории и обществознания МБОУ "Рязанская средняя школа" МО - Рязанский муниципальный район Рязанской области, с. Тюшево
Почти восемь десятилетий прошло с момента героической победы наших людей и нашей страны над фашизмом. Существует огромное количество исторических источников по изучению тех далёких событий. Одним из самых малоизученных и малоизвестных являются фронтовые газеты. В годы Великой Отечественной войны партийными органами издавалось около 1,5 тысяч различных газет, которые содержат ценнейшие сведения о событиях той эпохи. Где же можно найти такой ценный источник информации? Большинство фронтовых газет находится в фондах Российской государственной библиотеки, Центрального архива Министерства обороны, Центральной военно-морской библиотеки, на сайте «Пресса войны» и сайтах некоторых региональных библиотек и архивов. Газеты военной эпохи – это по своей сути, уникальные исторические источники, не всегда объективно рассказывающие о событиях, но удивительно точно передающие атмосферу своего времени. Они несут в себе политические лозунги, рассказы о быте простого солдата и множество других деталей военных лет, которые нам уже практически некому рассказать. Большая удача, что многие газеты дошли до нас, ведь на них могла быть надпись «Прочти и уничтожь газету». Из-за чего появились такие рекомендации? В каждом номере были фотографии людей от солдат до высших офицеров, которые могли быть использованы фашистами в самых ужасных целях. Как же связаны военные газеты с развитием исследовательских навыков у школьников? Ответ прост – каждая газета – это судьба одного или нескольких героев Великой войны, биографии которых могли быть уже забыты... Объектом восстановления и поиска информации может быть как заслуженный в прошлом или будущем ученый, так и вчерашний школьник, который и семьей обзавестись не успел, но пожертвовал своей жизнью ради родных, друзей, своей большой и малой Родины. Таким образом, у детей начинается работа над развитием различных умений и навыков в рамках проектно-исследователь-ской деятельности. Одной из значимых задач изучения периодического материала является поиск родственников героев газетных публикаций с целью передачи им копий газет. Стоит отметить, что данная задача – самая непредсказуемая по результату, так как семьи могли часто менять своё место жительство. Возникает резонный вопрос – откуда появилась мысль изучать фронтовые газеты? В начале 2022 года я узнал, что существует проект «Газета фронта», списавшись с его руководителем, узнал подробности, поговорил со своими учениками, и мы пришли к выводу, что это будет очень интересно и полезно во всех направлениях. Таким образом, мы стали одной из 10 команд России, которые участвовали в реализации данного проекта. В реализации проекта принимали участие ученики с 6 по 11 класс, в количестве 10 человек. Наша работа состояла из следующих этапов: · Первыйэтап. Мы выбирали периодическое издание для последующей исследовательской работы. Нами была выбрана газета «На штурм», которая печаталась в 44 армии, освобождавшая от фашистов Донбасс. · Второйэтап. Ученики вместе со мной изучали судьбы тех солдат и офицеров советской армии, чьи словесные или фотографические портреты были найдены в газете «На штурм» 1943-1944 гг. · Третийэтап. Мы осуществляли поиск родственников солдат и офицеров, ставших объектами изучения. При активном взаимодействии с органами исполнительной власти, военкоматами, музеями, краеведами, школами и другими организациями. · Четвертыйэтап. Мы осуществляли передачу копий газет с портретами воинов в их семьи или другие учреждения. Несмотря на выработанный алгоритм работы, постоянно возникали новые вопросы и, соответственно, новые трудности при работе над исследованием, которые условно можно объединить в следующие группы: · Идентификациягероя. Для выяснения судьбы Героя газетной публикации необходимо установить такие данные как: имя, фамилия, отчество, год и место рождения, место призыва и т.п. Как показала практика, в публикациях есть только фамилия и воинское звание. Поэтому для идентификации активно использовалась дополнительная информация из публикации (например, наличие награды и наше знание о том, с газетой какого воинского соединения мы работаем). · Восстановление фронтовой биографии героя. При наличии установочных данных, осуществляем поиск по порталу «Память народа». · Поиск дополнительных материалов. Для этого проводится максимально внимательное изучение статей в сети Интернет. И здесь нас может ожидать множество интересных открытий о послевоенных судьбах разыскиваемых героев. · Поиск родственников героев газетных публикаций. После восстановления биографии героя газетной заметки начинается поиск его родственников. В первую очередь, конечно, изучаются базы движения «Бессмертный полк», происходит коммуникация с органами власти или поиск в социальных сетях и форумах. Фронтовые газеты военных лет – очень важный, но практически не используемый исторический источник, который, в сочетании с другими документами может существенно повлиять на устранение «белых пятен» истории Великой Отечественной войны. Работа с данными источниками носит ярко выраженный обучающий (навыки исследовательской деятельности в области поиска), но, что значительно более важно – воспитательный характер. Обучающиеся становятся активными участниками сохранения истории страны. Исследовательская работа с газетами может быть организована в практически любой образовательной организации, но эффективность подобной работы, безусловно, находится в прямой зависимости от уже имеющегося у руководителя опыта подобного поиска. Именно поэтому в новом учебном году, мы с ребятами продолжим работу в данном направлении.