Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ К РОДНОМУ КРАЮ "ЮГРЕ" У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Каримова Танзиля Наилевна
воспитатель
МАДОУ ДС № 4 "Сказка", г. Нижневартовск, ХМАО-Югра

Аннотация. Сегодня Ханты-Мансийский Автономный округ населяют люди разных национальностей. В связи с развитием нефтегазовой отрасли в округе, лесной, рыбной промышленности, ежегодно осуществляется приток в наш округ людей из разных городов, регионов, стран. Для большинства людей, проживающих на территории Ханты-Мансийского Автономного округа, традиционная культура народов ханты и манси, которых на сегодня осталось очень малое количество, остаётся загадкой. Жизнь коренных жителей отличается от жизни современных людей. Отличается и культура, традиции.

"Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству".

Л.С. Лихачев


Современные темпы развития общества, выдвигают на первый план одну из важнейших задач - всестороннее развитие способностей, воспитание активной, смелой, творческой личности.
Исходя из этого, очевидным является то, что толчок к наиболее полному развитию и использованию личностного потенциала каждого человека необходимо дать еще в дошкольном возрасте. Развивать в детях способность удивляться и познавать, умение находить решение, открывать новое, способность к осознанию своего опыта, главная задача педагогического коллектива. Тем самым, решать сегодня актуальные проблемы будущего развития человека с сильным, организованным мышлением, мировоззрением создателя и хранителя отечественной истории и культуры.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставится задача объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Совместная деятельность педагога, детей и родителей, создание предметно – развивающей среды по ознакомлению с коренными народами родного округа, использование наглядных методов: фильмы, презентации, картинки, иллюстрации, возможность познакомиться с народным декоративно – прикладным искусством.
Народное декоративно - прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для воспитания любви к родному краю, так как знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. В этом возрасте у детей формируется интерес, потребность в знаниях. Важным этапом формирования у детей знаний о родном крае является накопление им социального опыта, приобщение к культуре и традициям народа.
Опыт работы показал, что у воспитанников старшего возраста недостаточно сформированы знания о родном крае Ханты - Мансийском Автономном округе, о коренных жителях ханты и манси, их культуре и традициях.
Комплексное приобщение детей к культуре, традиции народов Югры, изучение истории, богатств родного края через проектную деятельность.
Социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста построено в соответствии с ФГОС и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.
Применительно к ребенку старшего дошкольного возраста патриотизм должен определятся, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
В основе этнокультурного воспитания дошкольников должен быть целый комплекс процессов:
-          приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур;
-          гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей;
-          формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе лежит.
Важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.
Таким образом, содержание проектной деятельности социально-личностного развития детей старшего возраста построено в соответствии с ФГОС и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, какое содержание должна реализовывать дошкольная образовательная организация для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития, с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей. Именно поэтому необходимо организовать детскую деятельность так, чтобы у ребенка дошкольного возраста сформировались базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь).
Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека. Долг и ответственность – это высокие личные качества. Началом их воспитания служит нравственное видение жизни, гражданская тревога и беспокойство за судьбу дела, людей. Чувство гражданского долга и личной ответственности за судьбу своей Родины, за благополучие народа, за сохранность и приумножение материальных и духовных ценностей, которые созданы старшими поколениями, является одним из важных показателей гражданской направленности личности ребенка.
Таким образом, анализ социальной, педагогической и психологической литературы позволяет заключить, что нравственность – это сложное интегральное личностное образование, основными элементами которого являются гармоническое сочетание высоких гражданских чувств, нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, во внутренней свободе личности и одновременно ее дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам.
Цель проектной деятельности заключается на формирование у детей представления о традициях народов Югры, способствовать развитию интереса к коренным народам ханты и манси через знакомство с литературными произведениями. Повысить активность родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю.
Реализация поставленных целей и задач предполагает особое внимание к отбору педагогических форм и средств их реализации. Становится актуален современный педагогический поиск и инновационные технологии, предоставляющие новые формы и методы развития потенциала ребенка, его личностных и нравственных качеств. Здесь стоит выделить такие современные технологии как личностно-ориентирован ные технологии, проектный метод, расширение сетевых и партнерских взаимодействий с различными субъектами социокультурной среды и т.д.
Основу реализации проектной деятельности составляют три концептуальных подхода:
-          Декоративно-прикладное искусство и художественно-творче-ская деятельность;
-          Народное изобразительное искусство (особенно декоративное) отличается богатством и своеобразием сочетания красок, нарядностью, сказочностью образов. Реалистичность и простота оформления предметов народного декоративного искусства делают их доступными детскому пониманию и частичному воспроизведению;
-          Народное искусство дает пищу художественному восприятию детей, способствует возникновению эстетического переживания и первых эстетических суждений, развивая процессы восприятия, мышление, обще психическое развитие ребенка дошкольного возраста.
Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Дети получают не только определенный объем знаний о промыслах, но и углубляют знания о родном крае и его тружениках, не только учатся видеть и понимать красоту предметов декоративно – прикладного искусства, но и воспитывается уважение к труду народных мастеров, гордости, любви к своему родному краю.
Знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием, участвуя в календарных праздниках, детям легче представить, как жили люди на Руси, понять основы традиционного уклада и ценностей русской культуры. Ребенок, шире и глубже знакомясь с жизнью и бытом русского народа, раскрывает в себе неиссякаемые возможности художественного творчества, формирует основы личностного роста.
Декоративно-прикладное искусство несет в себе важные развивающие функции:
1.         Образовательные: знакомит с жизнью и бытом, самобытной культурой, изделиями прикладного искусства народов ханты и манси;
2.         Развивающие: умение видеть, оценивать красоту в окружающих предметах, развивает творческую фантазию;
3.         Воспитательные: воспитывает в детях чувство прекрасного, интерес и любовь к родному краю.
Таким образом, эти функции одновременно обеспечивают как социокультурный рост исторически складывающейся этнической общности, так и личностный рост индивидов, прежде всего – детей, которые в эту общность интегрируется.
Метод проектной деятельности способствует формированию следующих умений:
-          анализировать ситуацию;
-          обнаруживать противоречия и формулировать проблему;
-          предлагать пути её решения;
-          работать в команде;
-          давать экспертную оценку;
-          выявить результативность;
-          осуществить презентацию.
Актуальность реализации данных технологий обосновано рядом оснований:
-          требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной образовательной программы ориентируют дошкольные учреждения развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности;
-          проектная деятельность включена в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования;
-          широкое использование технологии проектной деятельности в школе, ориентирует дошкольные учреждения на формирование умений и предпосылок проектной деятельности уже в дошкольном возрасте;
-          реализация проектов в ДОУ способствует коренной переориентации мышления педагогов и воспитателей при выстраивании образовательного процесса: от реализации учебной модели к модели совместной деятельности с детьми.
Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта).
Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Реализация проекта позволит воспитать гражданина и патриота своей страны, сформировать нравственные ценности у детей старшего дошкольного возраста, эмоционально - положительное отношение, сопереживание в процессе познания, интереса к событиям, происходящим в стране, потребности в обществоведческих сведениях, стимулирование стремления к отражению в деятельности полученных знаний и отношений, накопление опыта участия в общественно полезной деятельности.
Таким образом, реализация Проекта позволит достичь следующих результатов:
Образовательные результаты:
-          рост уровня профессиональной компетентности педагогов по овладению методами и приемами в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольников;
-          повышение уровня становления начальных ключевых компетентностей детей на 100%;
-          дети приобретут социальные навыки общения с работниками культуры, навыки культурного поведения в общественных местах (музеи, библиотеки, музыкальной школы);
-          в процессе проживания этих событий дети получат конкретные знания о коренных народах ханты и манси.
Положительная динамика по результатам тестирования
Социальные результаты:
-          взаимодействие образовательной организации с семьей, учреждениями культуры, что приведет к консолидации ДОО, родителей и общественных организаций;
-          Активное участие родителей, общественных организаций в мероприятиях ДОО
Организационно-педагогические:
-          увеличение разработок, рекомендаций, дидактического материала, методических памяток;
-          увеличения доли педагогов в освоении и применении в своей профессиональной деятельности методов проектирования;
-          создание энциклопедии "Мы жители Югры";
-          создание мини-музея "Югра".
В результате проведенной работы можно сделать вывод об эффективности использования педагогической технологии "Метод проектов" в формировании толерантной культуры у дошкольников, воспитании интереса, любви к малой родине и повышении краеведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста с помощью интеграции краеведческого материала во все компоненты воспитательно-образова-тельного процесса.
Наблюдается заинтересованность родителей, проявление активности и собственной инициативы в формировании у детей интереса к традициям и обычаям северных народов ХМАО - Югры.
Только совместное сотрудничество и заинтересованность педагогов, детей и родителей способствует зарождению основ толерантности и обеспечению подрастающему поколению возможности сохранить и приумножить ценности предыдущего поколения.
Создание в детском саду целостной педагогической системы, программы, по нравственно-патриотическому развитию старших дошкольников, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы с детьми, родителями и общественностью по проблеме проекта.
Информация о работе проектной группы (план мероприятий, консультации, рекомендации по проблеме, фотовыставка) будет представлена на персональном сайте педагога.
Психологическая целесообразность эффективности проекта. Система работы выстроена с учетом возрастных особенностей детей, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей.
Субъектами многообразных социокультурных отношений в рамках реализации проекта являются педагоги, дети, родители, взаимодействие которых происходит на различных уровнях.
Только с привлечением всех участников образовательного процесса –педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки и т.д.) – можно будет говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОО. Говоря о воспитании патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твёрдо скажем о нём, что он патриот и гражданин своей Родины.
Итак, в формировании нового человека исключительно велико значение нравственного воспитания. И большая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям, воспитателям. Вся воспитательная работа ДОО должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела.
Список литературы
1.         Буровичок – Югорка. / Лебедева, О. / Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 2008. – 87с.
2.         Буровичок – Югорка. Раскраска./ Лебедева, О. / Екатеринбург: ОАО "ИПП «Уральский рабочий", 2008. – 20с.
3.         Сказки народов ханты. СПб., Алфавит, 1995.
4.         Сказки народов Севера / Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. Л., Просвещение, 1991.
5.         Югория: Энциклопедия Ханты - Мансийского автономного округа. В 3 – х т. – Ханты- Мансийск: 2000 г.
6.         Край родной: Азбука краеведения. - Екатеринбург: 2001 г.
7.         Югра: региональный журнал, 2003 – 2013 г.
8.         Формирование этического самосознания у дошкольников на основе традиций Севера. – Ханты – Мансийск: 2002 г.
9.         https://r1o2z3a489.wixsite.com/timralieva/kopiya-ugolok-boevoj-i-trudovoj-sla
2022-08-23 13:50 Август 2022