ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА
Сотникова Елена Александровна педагог-организатор МБУДО "ЦДО "Одаренность", г. Старый Оскол
Современная система образования постоянно претерпевает изменения и подвергается систематической модернизации. Особенно заметно это стало для педагогов в последние десятилетия. В образовании меняются стандарты, требования и соответственно это не может не отразиться на профессиональной деятельности педагога - организатора. Преподаватели вынуждены следить и успевать за происходящими изменениями и соответственно заниматься поиском и применением новых педагогических технологий образования, которые помогут достичь максимально положительного результата педагогической деятельности и приведут к более успешной реализации ФГОС. В современном мире человеку необходимо адаптироваться к изменяющемуся миру, что постоянно требует определения приоритетов и ценностных ориентиров развития общества. Сейчас практически во всех областях применяются инновационные технологии, которые стали величайшим проводником перемен в современном мире. Для полноценного функционирования работы педагог- организатор должен применять в своей работе новые методы и способы работы, для достижения качественного уровня образования. В условиях модернизации системы дополнительного образования предъявляются определенные требования к профессиональной компетентности педагогических работников. Современный педагог-организатор должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи. От уровня подготовки педагогов-организаторов во многом зависит успех воспитательной работы. Следует разобрать критерии готовности педагога к инновационной деятельности: адаптация к современной системе дополнительного образования, определить приоритеты и ценности развития человечества, умение применять в своей работе инновационные технологии, которые на данные момент очень велики и помогают в деятельности педагога- организатора, твердая уверенность в необходимости приемах новшества и позитивного результата, готовность к творчеству, способность к профессиональному самоанализу [1, 105]. Исследование инновационных технологий требует определения содержания понятия «инновационные технологии». Рассмотрение данного термина, следует начать с теоретического основания понятий «инновация» и «технология». В литературе насчитывается множество определений данного понятия: по признаку внутренней структуры, по масштабу, по параметрам жизненного циклу, по особенностям процесса внедрения и т. д. Само слово «инновация» происходит от латинского «innovare» - восстановление, обновление. Технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — мысль, причина; методика, способ производства) — в широком смысле — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности. Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации [2]. Инновационные технологии — наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Образовательные технологии (технологии в сфере образования) – это совокупность научно- практических обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования. Инновационным педагогическим технологиям свойственны следующие признаки: диагностическое целеобразование, результативность, экономичность, алгоритмируемость, проектируемость, целостность, управляемость, корректируемость, визуализация. В центрах дополнительного образования для деятельности педагога-организатора возникает необходимость создания условия для перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий и одним из приоритетов образовательной политики является развитие системы дополнительного образования детей и применения в данной системе информационных технологий. В инновационную работу современного педагога входят: - применение мультимедиа в учебной деятельности (мультимедийные проекторы, интерактивные доски, планшеты и т. п.); - новые источники информации (электронные библиотеки, ресурсы сети, обновление фонда учебной литературы новыми пособиями, отражающими реалии современной науки); - активное применение цифровых технологий и ПК (видео-презентации и мастер-классы, освоение специальных обучающих программ и программ, призванных помогать учителю в планировании урока и экономии времени); - внедрение новых видов урока и поиска информации (урок компьютерная игра, урок презентация своих проектов, урок мозговой штурм), а также новых творческих заданий и методов оценки. - методы, призванные беречь здоровье ученика (причем как физическое, так и психическое, участие психолога в оценке психологического состояния детей в школе). Данные технологии способствуют улучшению качества работы педагога- организатора и выполнить качественно поставленные перед ним задачи. Главной задачей педагога- организатора является оказание помощи в самоорганизации социально активных детей и подростков, способствовать формированию творческой активности, реализации социально значимых проектов. Также в деятельности педагога- организатора важнейшим аспектом является организация свободного времени учащихся. При организации инновационной деятельности следует помнить: • в педагогике, по мысли К.Д. Ушинского, передается не опыт (технология), а мысль, выведенная из опыта; • "чужой" опыт педагог-организатор должен "пропускать через себя" (через свою психику, сложившиеся взгляды, способы деятельности и т. д.) и вырабатывать свой метод, в наибольшей степени соответствующий уровню своего личностного и профессионального развития; • инновационные идеи должны быть четкими, убедительными и адекватными реальным образовательным потребностям человека и общества, они должны быть трансформированы в конкретные цели, задачи и технологии; • инновация должна овладеть умами и средствами всех (или большинства) членов педагогического коллектива; • инновационная деятельность должна морально и материально стимулироваться, необходимо правовое обеспечение инновационной деятельности; • в педагогической деятельности важны не только результаты, но и способы, средства, методы их достижения [3, 43]. Таким образом, одной из актуальных задач работы педагога-организатора является не только создание условий для полноценного досуга школьников, способствующего многогранному развитию ребенка в свободное от учебы время, но и обучение детей и родителей правильной организации свободного времени, воспитание у них культуры досуговой деятельности. Инновационные технологии в воспитательной и досуговой сфере всегда предполагают тесную взаимосвязь и взаимодействие традиций и новаторства, позволяют делать процесс обучения и воспитания наиболее интересной, разнообразной, информационно-насыщенной и соответствующей времени и новым технологиям, запросам общества и личности. Список источников 1. Никишина, И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процесса в школе. 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008 – 145 с. 2. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki 3. Ривкин, Е. Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС. Теория и технологии. – Москва: Учитель, 2020. – С.76