ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Пластинина Татьяна Аркадьевна учитель изобразительного искусства МБОУ "Селтинская СОШ", Удмуртская Республика, с. Селты
Свое выступление я начну с притчи «Крылья». Сидел старик у обочины и смотрел на дорогу. Увидел идущего человека, за которым еле поспевал маленький мальчик. Человек остановился, велел ребёнку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов. - Что ты тут делаешь, старик? — спросил прохожий. - Жду тебя! - ответил старик. Тебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание? - Верно! удивился прохожий. - Так бери с собой мудрость: Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревце. Если хочешь подарить человеку лошадь, подари лучшего скакуна. Но если доверили тебе ребёнка на воспитание, то верни его крылатым. - Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? - удивился человек. -Тогда не бери мальчика на воспитание! сказал старик и направил взор к небу. Прошли годы. Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Увидел летящего мальчик, а за ним - его учителя. Они опустились перед стариком и поклонились ему. - Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашёл способ. Видишь, какие крылья у него выросли! - гордо сказал учитель и ласково прикоснулся к крыльям своего воспитанника. Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал: - А меня больше радуют твои пёрышки… Одним из ведущих направлений формирования функциональной грамотности является креативное мышления, вызывающие интерес и значимость в учебном процессе. Необходимо отметить, что способность к творческому мышлению, озарению и открытию - это основа развития всех сфер человеческой культуры: науки, технологии, философии, искусства, гуманитарных наук и других областей. Сегодня как никогда раньше высоко ценятся инновационные идеи, креативные подходы и новые технологии. Способностью к творческому, инновационному, креативному мышлению в большей или меньшей степени обладает каждый ребенок и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определенной области. Привычка мыслить креативно помогает детям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на возникающие вопросы. Зачастую скрытый потенциал креативности делает ребенка одаренным и талантливым в какой-то сфере деятельности. Важно также и то, что способность к креативному мышлению базируется на знании, опыте и, следовательно, может быть предметом целенаправленного формирования личности. Креативное мышление - это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение: инновационных и эффективных решений, новых знаний, и эффектного выражения воображения. Составляющие креативного мышления: 1. Любознательность (активный интерес к заданию): - интерес к окружающему миру и желание узнать о нем больше; -самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. 2. Создание идей (воображение): - оригинальность предложенных идей; - гибкость или подвижность; - способность предлагать большое количество идей. 3. Развитие предложенных идей: -оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых сторон с целью улучшения идеи или отказа от нее; -умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования. На способность мыслить креативно влияют как внутренние факторы (личностные) – знание предмета, любознательность, уверенность в своих силах, нацеленность на достижение цели, на результат, мотивирующая сила задачи, - так и внешние условия (ситуативные): климат в классе и школе, лимит времени, культурные нормы поведения и т.д. Поэтому система заданий направлена на использование художественных средств -словесных изобразительных, а также на разрешение проблем – социальных и научных. Креативность может стать результатом как индивидуальных, так и совместных усилий. Для развития креативного мышления необходимо выполнение следующих условий: -избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребёнка; - не допускать переутомления и учебных перегрузок; - использовать стимуляцию познавательных интересов; -стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов (иллюстрациями, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными и творческими упражнениями); -специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы; -использовать проблемно-поисковые, исследовательские, проектные методы обучения; -разрабатывать многоуровневых задания Задания, направленные на формирование креативного мышления, включают два основных компонента: -тематический, в котором выделяются содержательные области -компетентностный, определяющий мыслительные процессы, используемые при разработке заданий Например, изучая тему «Пейзаж» в 6 классе было предложено задание: Великий ученый Галилео Галилей утверждал, что природа говорит языком математики: среди знаков этого языка есть линии, круги, треугольники и иные фигуры. Сихпомощью можно передать не только образы реальных предметов, но и разные эмоции. Например, немецкий художник, график и теоретик авангардного искусства Пауль Клеестремился с их помощью передать в своих произведениях чувства, эмоции, движения, смыслы. В последующих заданиях Вам предстоит креативно (разнообразно, нестандартно) использовать геометрические фигуры для создания изображений. Очень важно проявить воображение! Для создания изображений вы можете использовать инструменты для рисования, наборы форм и шаблонов. Потренируйтесь в их использовании. Можно менять размер и цвет, добавлять детали линии. Создайте два разных креативных рисунка с помощью геометрических фигур, но помните, что креативный рисунок · имеет интересный сюжет, · привлекает внимание, · тщательно выполнен · оригинально оформлен. Ребята могут дать название своей работеили описать ее. Убедитесь, что второй рисунок отличается от первого. Анализируем работы: какие рисунки более креативны?
Интересны для развития креативного мышления следующие типы заданий: 1.Задания на «изображение смыслов» (например: смыслов понятий или художественных выражений, одного и того же термина в разных предметах «штрих, уголь, масло» и т.д.) 2.Задания на выявление внутрипредметных и межпредметных связей (например, игра в ассоциации) 3.Задания на выявление главного, поиск альтернатив (например, изобразить основные понятия по теме урока) 4.Задания на тренировку воображения в ходе отражения свойств изучаемого объекта (например, описание объекта, «монолог от лица» изучаемого объекта, описание необычных вариантов применения и т.п.) 5.Задания на выявление разных точек зрения (например, с позиций художника-живописца, художника-графика, мастера декоративно-прикладного искусства и т.д). 6.Задания на разрушение стереотипов (проверка утверждений «на прочность», определение границ и т.п.) 7.Задания на преобразования (добавляем предметам новые свойства и функции) 8 Многоуровневые задания Первый уровень сложности, самый низкий: исследовательские задания содержат чётко сформулированную проблему, которая предполагает работу учащихся по интуиции, при этом происходит освоение ими методов исследования. Для выполнения задания на данном уровне учащимся предлагаются готовые методики экспериментальной работы. Например, изучая тему «Русская народная игрушка» в 5 классе: даны три народные игрушки, сравните их и ответьте на вопросы письменно. 1. Что между ними общего? Ответ выберите из предложенных вариантов и подчеркните: форма, орнаменты, цвета, материал (глина). 2. В чем их различие? Ответ выберите из предложенных вариантов и подчеркните: форма, орнаменты, цвета, материал (глина). 3.Какие краски использует художник для росписи игрушек? Нужное подчеркнуть: гуашь, акварель, фломастеры, акрил, цветные карандаши. Второй уровень сложности - задание сформулировано в явном виде, но не дана подсказка, в каком направлении его выполнять. Путь решения учащиеся определяют самостоятельно. Например, посмотрите народные игрушки, проанализируйте, сравните их и заполните таблицу. Впишите в столбик под словами «форма», «цвета», «орнаменты» только букву с выбранным ответом. Третий уровень самый высокий по сложности. Работа на нём потребует не только демонстрации знаний, но и самостоятельного видения проблемы и самостоятельности её решения. Задание при изучении темы «Русская народная игрушка». Даны 3 цвета краски: желтая, синяя, красная. Какую игрушку надо выбрать для росписи, чтобы использовались только эти 3 краски и цвета, получаемые при смешивании этих красок, если: у филимоновской – желтая, малиново-красная, изумрудно- зеленая, у дымковской – все цвета радуги, у каргопольской – яркие и приглушенные цвета. Эффективными методами формирования креативного мышления являются: 1. Метод агглютинации - это соединение не соединимых свойств, противоположностей предметов или явлений и их изображение: светлая тьма, маленький гигант, горячий лед, быстрый камень. 2. Метод «Мозгового штурма» - работа в группе, предложение разных вариантов при решении определенной задачи. Например, коллективно создать композицию на тему дом, каждый предлагает, что будет в этом доме: круглые окна, вход с правой стороны, построен из дерева и т.д. 3. Метод инверсии - предложить заменить краски на известные продукты: чай - коричневый, морковный сок - оранжевый, свекольный сок - красный, и т.д. Задание: написать композицию осеннего букета, используя полученные цвета. 4. Метод «Морфологического анализа» или «морфологического ящика», который позволит увидеть перспективу полного поля знаний. 5. Метод «Синектика» - основанный на применении аналогий, превращение незнакомого в знакомое, неизвестного в известное. 6.Метод «фокальных объектов» - поиск новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств и признаков случайных объектов. Таким образом, развитие креативности обучающихся на уроках изобразительного искусства предполагает не пассивное усвоение навязанных форм и методов отношения к окружающему, а собственное активное и гибкое восприятие, основанное на индивидуальных качествах человека. Их познание и реализация становятся основой формирования личности, ее творческого отношения к себе, к окружающим, к природе и социуму. Литература: 1. Авдеенко Н.А., Денищева Л.О., и др. Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ // Вопросы образования. 2018. № 4. С.282–304. 2. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. - М, 2004 3. Шаханина Л.И., Нетрадиционное рисование как один из способов развития креативного мышления младших школьников// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 38. – С. 191–195.