АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Прощенко Александра Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ "Бродковская СОШ имени Героя Советского Союза Бориса Ивановича Конева", Алтайский край, с. Павловск
Ключевые слова: творческое мышление, совокупность методов и приемов, рефлексивная деятельность, технология творческого письма. Статья содержит теоретический и практический материал и методический инструментарий, который можно использовать на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности. Активные методы обучения – совокупность методов и приемов, направленные на развитие у обучающихся творческого мышления и активизирующие познавательную деятельность творческого характера, на тесную связь теории с практикой, развивающую рефлексивную сферу мышления… (Из «Психолого-педагогического словаря»). В современной 21 педагогике применяются разные образовательные технологии, эффективно используемые в разных предметных областях. Некоторые активные методы, которые «помогают» учителю сделать урок творческим, интересным будут представлены в данной статье. На уроках русского языка и литературы в 5 классе можно использовать метод «Артикуляционные разминки». Цели такой разминки – это и знакомство (или повторение) с новой скороговоркой, прибауткой, небылицей; учимся четко произносить определенные звуки и звукосочетания (как индивидуально, так и коллективно). Например, Стоит стопочка на окошечке, ни подъявлена, ни выявлена; Пошел хват подъявить, подъявил и выявил. «Рабочие» звуки пара по глухости-звонкости (д) - (т), пара по твердостимягкости (в) - (в*), звонкий (й). Или, Летят три пичужки, через три пустых избушки. «Рабочие» звуки (з) - (с), (ш). Можно связать с темой урока «Символика волшебной сказки». – Как вы думаете, почему мы сегодня работаем именно с этой скороговоркой? Как она связана с темой урока? (В волшебной сказке существует магическое число «три». Многие события происходят по три раза; у героев по три попытки и в скороговорке встречается число «три»). На уроках литературы в 5 – 7 классах хорошо «работает» метод под названием «Недавно я прочитал…». Цель – побудить к чтению, рассказать, написать о любимых книгах, каждый делится своим «книжным» открытием. Активизирует мыслительную деятельность детей (на любом уроке) приём «В гостях у Мнемозины» (Мнемозина – в греческой мифологии богиня памяти). Это метод последовательной «долгосрочной» работы над развитием памяти, в котором можно выделить некоторые приемы: визуализация (зрительное представление описанного в тексте), ритмическое скандирование и коллективное проговаривание (от урока к уроку проговариваем что-либо сложное: новые термины, понятия). В технологии формирующего оценивания представлен прием «Верные – неверные утверждения» или «Согласен – не согласен». Можно проводить каждый урок, времени тратится мало, продуктивность высокая, обучающимся интересно работать, оценить свою деятельность на уроке. На уроке литературы в 8 классе после прочтения повести «Бедные люди» Ф.М. Достоевского: приём «Согласен – не согласен»: 1. Произведение «Бедные люди» эпистолярного жанра (да). 2. В произведении прослеживаются гоголевские традиции (да). 3. Ф.М. Достоевский в своём произведении устами героя ведет полемику с повестью Н.В. Гоголя «Шинель» (да). 4. Повесть «Бедные люди» написана о московских нищих кварталах (нет). 5. Главные герои продолжают в литературе тему «маленького человека» (да). 22 6. Переписка в повести происходит между Варенькой и Быковым (нет). 7. Главный герой повести – человек мечтательный и робкий (да). Вывешиваются правильные ответы, критерии оценивания, по которым обучающиеся проверяют свои знания и ставят оценки. На уроках литературы в старших классах целесообразна, с моей точки зрения, технология творческого письма, а это весьма важно для подготовки к написанию сочинения. При изучении романа «Обломов», на одном из уроков «Обломов – главный герой романа: его сущность, характер, судьба» одна из целей: определить воспитывающее значение особенностей характера главного героя в общефилософском контексте. Обращаем внимание на эпиграф, выделяем ключевые слова: «Мне давно совестно жить на свете, все знаю, все понимаю, но силы и воли нет». Отвечаем на вопрос, как вы понимаете эпиграф, объясните? Какую особенность характера вы бы отметили? Запишите в тетрадь. (Отмечают, записывают слово «лень»). Дайте развернутое определение выражению «русская лень». Зачитывают по желанию. Составляем сочинение-коллаж. (Из работ десятиклассников). Что такое «русская лень». На мой взгляд, русская лень – нечто большее, чем просто лень – это психологический признак русской ментальности, выработанный за долгие годы эволюции механизма интуитивного распознания бессмысленности выполняемой работы. Ленивые люди не хотят себя развивать, так как им это неинтересно, и они не хотят себя ничем утруждать. Русская лень – это откладывание каких-либо дел на «потом», она исходит из души русского человека. Но до крайности русский человек не доходит никогда, он знает, когда нужно проявить характер, и не обязательно он лежит и ничего не делает. Хотя нет ничего приятнее, чем лежать, не думая о времени, о заботах, просто находясь с самим собой. Человеку с русской ленью трудно делать какую-либо работу, вкладывать в неё себя, максимально стараясь. Возможно, это происходит из-за того, что он видел «родительскую лень». Лень можно сравнить с плотом, который неспешно плывет по течению и мешает человеку жить, лень – это сладкий сон, это пропасть, из которой не так легко выбраться. Хотя и произносится слово «лень» мягко, даже «размылисто», оно гадкое и липкое. Но русская лень – это всё-таки национальная черта каждого русского человека, это стереотип, причем зарубежный и исторически сложившийся. А если заглянуть глубже, это барьер мешающий развитию человека как духовно, так и физически. Страшно подумать, что было бы со страной и миром в целом, если бы каждый из нас не боролся с собственной ленью. Возможно, русской лени способствовала и русская природа, которая так и манит своим спокойствием, так и просит остановиться и прилечь с травинкой в зубах, когда солнце прячется за горизонт и лениво обволакивает 23 небо алым закатом, а прохладный ветерок навевает тишину и умиротворение… Лень может быть и плюсом, ведь ленивый человек не станет выполнять бессмысленную работу. Если ты чего-то не хочешь делать – значит не делай. А вообще в каждом из нас живет Обломов! Читаем на следующий урок сочинение в классе, обсуждаем и приходим к выводу, что перед нами роман-размышление о русском характере, о России, о судьбе. Один из этапов подготовки к сочинению прошел успешно. Литература 1. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2000. – 176 с. 2. Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе и историческому краеведению. 5 – 8 классы / Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014. – 32 с. 3. Гончаров И.А. Обломов. – М.: АСТ, 2015. – 640 с.