Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Пологрудова Надежда Александровна
воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 3 "Хрусталик" компенсирующего вида г. Горно-Алтайска"

Вопрос совершенствования коммуникативного общения детей как одно из обязательных условий обеспечения развития ребенка в социуме рассматривается в зарубежной и отечественной психологии и педагогике достаточно давно. В связи с этим актуальность данной проблемы не снижается год от года.
Проблеме общения детей посвятили свои исследования Л.С. Выготский, Т.П. Гаврилова, А.Б. Добрович, Я.Л. Коломинский, А.Г. Ковалев, В.С. Мухина и др., обращая особое внимание на вопросы межличностного общения детей и аспекты изучения и преодоления трудностей их взаимодействия, устранение различных препятствий психологического характера.
Именно поэтому на сегодняшний день коммуникативная деятельность рассматривается как одно из условий формирования личности, развития ребенка, как вид деятельности, который направлен на познание и самооценку через взаимодействие с другими людьми.
В соответствии с ФГОС ДО, коммуникативная компетентность рассматривается как важнейшая компетентность, которой овладевает воспитанник ДОУ.
Коммуникативная компетентность рассматривается как сложное образование с определенной структурой, компонентами и уровнями, находящимися во взаимосвязи. Коммуникативная компетентность рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, важнейшая предпосылка для его дальнейшего благополучия в интеллектуальном и социокультурном развитии, в освоении разнообразных видов деятельности, является базой для становления других социально значимых компетентностей. Именно поэтому работа по формированию коммуникативной компетентности – одна из приоритетных задач дошкольного образования.
Социальную ситуацию развития ребенка, формирующуюся потребность в общении со сверстниками и взрослыми, совместную деятельность и обучение можно рассматривать как условие развития коммуникативной компетентности старших дошкольников с ТНР, которое создает зону ближайшего развития ребенка.
Речь занимает центральное место в коммуникативных действиях ребенка. Рассматривая структуру речевой деятельности, Т.А. Ладыженская, выделяет следующие фазы: ориентировка в условиях и задачах общения и в содержании высказывания, планирование (составление речевой программы), реализация программы, контроль. Учитывая структуру речевой деятельности, можно сделать вывод, что полноценный коммуникативный процесс включает в себя анализ и оценку коммуникативной ситуации, формирование цели и конструирование состава действия, реализацию плана и его коррекцию, а также оценку эффективности произведенного коммуникативного действия. С введением ФГОС в начальную школу, в детском саду особое внимание уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, ФГОС ДО ставит перед педагогом, в области речевого развития, задачу по формированию коммуникативной готовности у детей дошкольного возраста Основные задачи речевого развития дошкольника - это подготовка детей к обучению в школе. В детском саду предусматривается работа по нескольким направлениям:
1. Воспитание звуковой культуры речи - развитие речевого слуха, четкой дикции, правильного звукопроизношения, освоение средств звуковой выразительности речи.
2. Развитие словаря - обогащение и активизация словарного запаса детей, обучение их уместно использовать слова в различных ситуациях общения, отбирать наиболее точные слова и выражения, развитие выразительной образной речи детей.
3. Формирование грамматического строя речи - практическое освоение и использование в собственной речи разных типов словосочетаний и предложений, способов образования новых слов, формирование морфологической стороны речи.
4. Развитие связной речи (диалог и монолог) - развитие умения строить самостоятельные высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение; вести диалог; точно формулировать вопросы и отвечать на них; слушать и понимать речь собеседников; вести себя с учетом ситуации речевого общения.
5. Подготовка к обучению грамоте, формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Детей учат производить звуковой и слоговой анализ слова, состава предложения, знакомят с понятиями «звук», «слово», «слог», и т.д. Дошкольники учатся подбирать однокоренные слова, знакомятся с синонимами и антонимами, подбирают слова, близкие и противоположные по значению. У детей также формируются представления о структуре высказывания (начало, середина, конец) и ее особенностях в разных типах текстов.
Эффективность коммуникативных действий ребенка во многом зависит от особенностей его вербального развития. Умение привлекать и удерживать внимание собеседника, понятность и связность устной речи, вызывать интерес к совместной деятельности, воздействовать на настроение и мнение партнеров – все это является составляющими коммуникативной компетентности.
Все задачи по формированию коммуникативной компетентности решаются в увлекательной для детей форме, в играх и занимательных заданиях и занятиях. Известно, что, когда дошкольник меняет свой статус и становится школьником, взрослые начинают предъявлять ему уже более высокие требования. Также это касается и уровня речевого развития. Поэтому педагоги и родители должны позаботиться о полноценном развитии речи ребенка еще в дошкольном возрасте, чтобы в школе он не испытывал постоянной тревожности, затруднения и неуверенности в себе. Подражая взрослым, дети переносят различные формы, способы общения в свои детские коллективы. Огромное влияние на особенности межличностных отношений детей оказывает характер общения взрослого с дошкольником. Роль педагога - создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи.
Выделяют две основные группы методов развития коммуникативной компетентности: метод накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие смысловой стороны. Направления работы педагога по развитию данной компетентности будут зависеть не только от психического состояния детей, но и напрямую от общего уровня развития речи, который у детей с ТНР на довольно низком уровне, так как у детей с ТНР страдают все структурные компоненты речи. Среди эффективных средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности в дошкольном возрасте, можно определить диалог (Е.О. Смирнова, З.А. Репина, Е.А. Белова), создание сюжетных ситуаций (З. Я. Футерман), дидактические игры, лексические упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации.
В решении данной проблемы особое значение имеет внедрение в практику работы с дошкольниками новых технологий, направленных на формирование социальных норм и коммуникативных способностей ребенка: метод проектной деятельности, LEGO – моделирование, «кубики Историй».
Педагогические проекты направлены на развитие у детей с ТНР таких умений, как работа с различными источниками информации, выявление проблемных вопросов, обсуждение, подготовка информационных материалов для защиты (макет, сообщение, доклад и др.), умение представлять свою работу, выступать перед другими детьми.
В процессе конструирования из LEGO воспитанники вынуждены взаимодействовать друг с другом и со взрослыми, а наглядная модель помогает спланировать предстоящую речь. Накопленные впечатления, создание речевых ситуаций, беседы, ролевые и сюжетные игры, труд помогают ребенку выбрать сюжеты для конструирования и вызывают потребность в высказывании. Необходимо обеспечить обратную связь, практикуя анализ высказывания взрослым и сверстниками. Важно, чтобы это были конструктивные добавления к рассказу, чтобы сверстники и сам и говорящий, могли выслушать и исправить речевые ошибки.
«Кубики историй» в работе с дошкольниками эффективно используются для становления грамматического строя речи, совершенствования фонематического слуха, развития творческих способностей (словотворчества), расширения словарного запаса, развития связной речи и повышения уровня коммуникативных навыков. Пройдя все этапы работы с кубиками - от расширения и активизации словаря до творческих рассказов, дети будут придумывать истории, связно и выразительно их излагать, научатся внимательно слушать собеседника и вести диалог, фантазировать, что является важной составляющей коммуникативной компетентности.
Элементы такой компетентности проявляются и при оценке своих работ и при оценке работ других детей, в умении принимать критику в свой адрес и высказывать критику в адрес других с позитивных позиций.
В результате использования проектного метода, LEGO-технологии, «кубиков историй», у детей с ТНР формируется умение вести диалог, беседу, готовность сочувствовать, сопереживать людям, животным, умение сохранять уверенность в себе, несмотря на временные трудности и неудачи.
Таким образом, педагогическая среда, в которой находится ребенок, обладает потенциальными возможностями развития коммуникативной компетентности и способна выполнять свою развивающую функцию. Задачей педагога становится создание условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей: организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий; побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний; создавать ситуацию общения; формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи, организовывать игры на развитие звуковой культуры речи, привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове; проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти; привлекать внимание к интонационной стороне речи; организовывать занятия так, чтобы ребёнок вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной: следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать речевое общение детей, создавать атмосферу напряжённой работы; содержание занятий, учитывая зону ближайшего развития, должно быть трудным, но посильным; чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он более интересен для него; учитывать индивидуальные, возрастные, медицинские, психические особенности ребенка. Ну и конечно, эмоциональность педагога, грамотная речь, умение поддержать ребенка с ТНР и направить интерес к речевому общению также способствуют развитию коммуникативной компетенции у детей с речевыми нарушениями и являются залогом успешности работы по речевому развитию детей с ТНР в ДОУ.
Литература:
1.         Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Ярославль «Академия развития», 1998. - 240 с.
2.         Белкина В.Н. Структура коммуникативного потенциала детей предшкольного возраста. - 2015. - №1.- С. 7-11.
3.         Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: В.Секачев, 2007. – 224 с.
2022-08-23 13:29 Август 2022