НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Плотникова Елена Николаевна воспитатель Мищенко Ольга Анатольевна воспитатель ГБОУ ООШ № 20 «СП «Детский сад «Василек», г. Новокуйбышевск
Дошкольные годы – самый благоприятный период для развития любых способностей, в том числе и творческих. Дети в этом возрасте любознателены и открыты для познания окружающего мира, а их мышление независимо и не зажато общепринятыми стереотипами. От того, насколько активно используются возможности и развиваются творческие способности в детстве, будет зависеть творческий потенциал дошкольника, ставшего взрослым. Наиболее эффективным средством для развития творческих способностей и воображения детей является художественно - творческая деятельность. Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета, развивается мышление. Также развиваются специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Способности к творчеству не всегда появляются сами по себе. Недаром в дошкольных учреждениях так активно вовлекают детей в творческую деятельность: рисование, поделки, сценки. Важно помочь раскрыть в ребенке творческую жилку, создать благоприятные условия для развития способностей к творчеству. Эффективным средством развития творческих способностей является изобразительное творчество с помощью нетрадиционных техник рисования. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Использование нетрадиционных техник способствует: • Снятию детских страхов; • Развивает уверенность в своих силах; • Развивает пространственное мышление; • Учит детей свободно выражать свой замысел; • Побуждает детей к творческим поискам и решениям; • Учит детей работать с разнообразным материалом; • Развивает мелкую моторику рук; • Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии; • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Нетрадиционное рисование позволяет педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая их желания, интерес. Существует много нетрадиционных техник рисования. Их необычайность состоит в том, что позволяет детям быстро достичь желаемого результата. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как можно все легко исправить, а из ошибки можно легко придумать что-то новое. Ребенок обретает уверенность в себе, начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с ним желание рисовать. Рисовать можно где угодно, чем угодно и как угодно. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике воспитанник получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Каждая из техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, творчества. Например техника «Выдувание» – развивает фантазию, мышление детей, тренирует лёгкие, развивает нестандартное решение, будит воображение; техника «Оттиск» – привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, листьями, губками, бумагой, крышки и т.д.); техника «Рисование по сырому листу» – происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков; техника «Рисование углём» – позволяет получать линии бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные линии; техника «Смешение красок на листе» – развивает фантазию, творческий подход к изображению, смелость; – техника «Набрызг» – разбрызгивании капель краски, техника требует усидчивости, терпения; техника «Тычком» – жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д. Овладение техниками нетрадиционного рисования доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Нетрадиционное рисование – это не значит что-то сложное. Наоборот – именно нетрадиционная техника превращает занятие по изо в простую и веселую забаву. Не надо вырисовывать сложные элементы, не надо виртуозно владеть кисточкой. Нетрадиционные техники потому и созданы, потому что они упрощают труд ребенка, облегчают задачу педагога в методическом плане идают ребенку потрясающий творческий опыт спревосходным итоговым результатом.