Конференции

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ДЕТСКОМУ САДУ

Казакова Людмила Геннадьевна
педагог-психолог
Закунова Татьяна Михайловна
воспитатель
Козуб Любовь Григорьевна
заведующий
Чернова Кристина Эдуардовна
учитель-логопед
МБДОУ "Детский сад № 176", г. Чебоксары, Чувашская Республика

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой (фонетики) и смысловой (лексики, грамматики) сторон, при нормальном слухе и интеллекте.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления: дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают операциями анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Им присуще отставание в развитии двигательной сферы: неловкость общей и мелкой моторики. Дети с ОНР не могут полноценно взаимодействовать с окружающими людьми, для них характерна низкая самооценка.
Выготский Л.С. писал: «Дефекты какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений».
Не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого один из ведущих синдромов – речевые нарушения.
Нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания как учителя-логопеда, так и педагога-психолога.
Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР в период адаптации к условиям детского сада ведется по трем направлениям: с детьми, родителями, педагогами.
Работа с детьми
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОНР состоит из 4 блоков: диагностического, установочного, коррекционного, оценочного.
I. Диагностический блок
Цель: выявить адаптивные возможности ребенка. Используется следующий диагностический инструментарий (таб.1).
Таблица 1
Диагностический инструментарий для работы с детьми ОНР

Метод

Анализируемый фактор

ДЕТИ

Наблюдение

Общение ребенка со сверстниками и взрослыми

Адаптационные листы

Прогноз адаптации

Методика «Секрет»

Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками

Проективная методика «Рисунок семьи» (Г.Т. Хоментаускас)

Эмоциональное восприятие ребенком членов семьи, характер внутрисемейного общения

Методика рисуночной диагностики адаптации детей к детскому саду (А.И. Баркан)

Уровень адаптации ребенка к детскому саду

Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Тревожность

Методика «Лесенка» (В.Г. Щур)

Общая удовлетворенность собой

Цветовая методика Люшера (модифицированный вариант)

Эмоциональное состояние ребенка в период адаптации к ДОО

РОДИТЕЛИ

Анкетирование

Индивидуальные особенности детей

ПЕДАГОГИ

Опросник В.Г. Маралова

Стиль общения с детьми, ориентированность на модель взаимодействия (учебно-дисциплинарная или личностная)


В период адаптации к детскому саду педагоги ведут индивидуальный адаптационный лист на каждого воспитанника. Можно использовать форму, предложенную К.Л. Печора для детей младшего дошкольного возраста, но модифицированную для детей старшего дошкольного возраста.
В адаптационном листе педагоги ежедневно фиксируют результаты наблюдения за ребенком по четырем критериям:
1. Эмоциональное состояние в группе.
2. Социальные контакты с детьми/взрослыми.
3. Познавательная/игровая деятельность.
4. Реакция на изменение привычной ситуации.
II. Установочный блок
Цель: создать установку у детей, их родителей и воспитателей на активный психокоррекционный процесс.
Методы:
– Индивидуальные и групповые беседы с родителями, обсуждение основных направлений работы дома в период адаптации ребенка к ДОО.
– Консультации для педагогов логопедических групп, обсуждение и планирование коррекционно-развивающей работы.
– Активизация детей на выполнение определенной деятельности.
III. Коррекционный блок
Цель: повысить уровень адаптированности детей к различным видам деятельности и взаимоотношениям (устранить чувство неуверенности, снизить тревожность, сформировать доверительные отношения со сверстниками и взрослыми).
На данном этапе организуется групповая и опосредованная (через родителей и педагогов) работа с детьми. Помощь будет эффективной только в случае тесного взаимодействия педагогов, родителей и педагога-психолога, которое предполагает сочетание различных стратегий (таб.2).
Таблица 2
Основные стратегии помощи ребенку

Педагог

Педагог-психолог

Родители

Создать ситуацию успеха

Изменить отношение ребенка к самому себе

Использовать конкретную тактику взаимодействия с ребенком дома

Сформировать умения принимать неудачи и обращаться за помощью

Сформировать положительное отношение к сверстникам

Регулировать отношения в семье

Рационально объединить детей для выполнения определенной деятельности, игры и т.п.

Расширить поведенческий репертуар


Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОНР строится с учетом основных характеристик психологически здоровой личности:
1) принимает себя, свои достоинства;
2) умеет распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков (развитая рефлексия);
3) умеет находить собственные ресурсы в трудной ситуации.
Данные характеристики выступают в качестве задач коррекционно-развивающих занятий.
При разработке коррекционно-развивающих программ для детей с ОНР важно учитывать:
1. Игры в ходе игровой психокоррекции необходимо адаптировать с учетом речевого развития дошкольников. В частности, для детей с низким уровнем речевого развития сокращается объем вербальных заданий.
2. Игры подбираются соответственно особенностям воспитанников. Робких, заторможенных детей целесообразно назначать водящими (лидерами). Для расторможенных и гиперактивных детей подбираются спокойные игры.
3. Наполняемость групп не должна превышать пяти человек, если коррекционно-развивающая работа ведется с детьми с речевым негативизмом.
IV. Оценочный блок
Цель: оценить эффективность проведения коррекционно-развивающей работы.
Методы: методики диагностического блока (см. таб. 1); отзывы родителей, педагогов; наблюдение педагога-психолога.
Критерии и показатели эффективности:
– Снижается уровень тревожности.
– Повышается самооценка и уверенность в себе.
– Повышается социометрический статус ребенка в группе.
– Дети овладевают приемами саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения.
Работа с педагогами
Задачи взаимодействия с педагогами в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР:
1. Информировать об индивидуально-психологических особенностях и проблемах адаптации этой категории воспитанников.
2. Переориентировать педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми, т.к. стиль руководства – одна из причин, затрудняющих процесс адаптации.
Ориентированность на личностную модель взаимодействия стимулирует инициативу дошкольника, благодаря чему развиваются его мотивация, умение включаться в различные виды деятельности. Все это обеспечивает успешность адаптации ребенка к новым условиям группы.
Маралова В.Г. считает, что проблему переориентации необходимо решать не только посредством переучивания педагогов, но и за счет создания психологических условий для позитивного самопостроения, самоизменения себя в сторону принятия себя и других, в первую очередь детей.
Работа с педагогами включает:
1. Разработку рекомендаций и памяток по организации работы с детьми в адаптационный период.
2. Психологическое просвещение (например, по теме «Необходимые условия для эмоционального благополучия детей в группах компенсирующей направленности).
3. Обучение приемам снятия психоэмоционального напряжения.
4. Совместное проведение адаптационных занятий с детьми.
Формы работы: индивидуальные и групповые консультации; семинары-практикумы; консилиумы по проблеме конкретного ребенка; совместное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми и обсуждение результатов.
Взаимодействие с родителями
Задачи взаимодействия с родителями: информировать об индивидуально-психологических особенностях дошкольников, проблемах адаптации детей с ОНР, создать условия для формирования согласованности действий родителей и специалистов ДОО, единства требований.
Работа с родителями проводится в трех направлениях:
1. Знакомство с ДОО. Положительные результаты данного этапа – сформированная уверенность родителей в том, что их ребенку в детском саду будет хорошо, его здесь ждут; позитивная установка на сотрудничество с педагогами и специалистами ДОО.
2. Психологическое просвещение в рамках родительских собраний («Ваш ребенок посещает логопедическую группу», «Психологические особенности детей с ОНР» и т.д.).
3. Индивидуальные и групповые беседы, консультации.
Литература
1. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: Учебно-методическое пособие / под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007.
2. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальной адаптации. – М., 2002.
3. Шипицына Л.М. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи / Л.М. Шипицына, Л.С. Волкова // Дефектология, 1993, № 4.
2022-10-05 13:10 Сентябрь 2022