Конференции

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Кайгородова Наталья Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ "Зеленогорская СШ" Белогорского района Республики Крым, с. Зеленогорское

«Если ученик в школе не научиться сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,

так как мало таких, которые, научившись копировать,

умели делать самостоятельное приложение этих сведений»

Л.Н. Толстой


Современное общество испытывает потребность, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. В связи с переходом всех образовательных учреждений России с 1 сентября 2011 года на новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, выросла потребность в совершенствовании приёмов и методов работы с детьми, которые позволят развить в учащихся самостоятельность мышления, креативность, способность к решению жизненных задач нестандартными методами.
Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-деятельный характер, ставящий главной целью развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Ключ к устойчивому развитию общества – это непрерывное творческое развитие. Человечеству нужен новый тип мышления – креативный.
Формирование человека креативного типа предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления, суть которой заключается в развитии интеллекта человека с помощью нетрадиционных технологий обучения.
В психолого-педагогической литературе понятие «креативность» чаще всего связывается с понятием «творчество», рассматривается как личностная характеристика.
Придерживаясь позиции учёных, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, можно выделить компоненты творческих способностей младших школьников:
·           творческое мышление;
·           творческое воображение;
·           применение методов организации творческой деятельности.
Развитие креативности способствует решению следующих задач:
1.         Научить детей мыслить в разных направлениях.
2.         Научить находить решения в нестандартных ситуациях.
3.         Развивать оригинальность мыслительной деятельности.
4.         Научить детей анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон.
5.         Развивать свойства мышления, необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире.
Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности. Творчество является целеустремлённым, упорным, напряжённым трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. А вот этого то и нам, и нашим детям порой не хватает.
Учителям начальных классов повезло, именно мы работаем с детьми, где есть желание творить и фантазировать. Учителя начальной школы должны закладывать фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся; приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности.
У детей особое творчество - практическое. Они не осознают связи между действиями, а видят только результат.
В наших классах учатся не гении, а обычные дети и они все без исключения обладают разными творческими способностями. Просто у одних детей они ярче выражены, а их легче заметить. Учителю нужно суметь раскрыть и развить способности в каждом ребёнке, поверить в свои силы. Для этого формирования творческих способностей учеников учителю нужно учитывать:
·           общий уровень развития класса;
·           возрастные особенности формирования креативной среды;
·           личностные особенности учеников;
·           специфические черты и особенности учебного предмета.
Каждому учителю хочется, чтобы учебный процесс для его учеников был «погружением» в мир фантазий, добра и красоты. Поэтому педагогу самому надо приложить максимум фантазии, смекалки и выдумки, чтобы увлечь детей, развивая их творческие способности.
Развивать творческие способности мы можем на любых предметах, начиная с первого класса. А уроки литературного чтения – это поле деятельности, где наиболее полно могут раскрыться интеллектуальные, духовные, нравственные способности детей. Одна из самых серьёзных задач – научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, раскрывать в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
На уроках литературного чтения дети учатся быть квалифицированными читателями, полноценно воспринимающими искусство слова, приобретают умение анализировать текст, сами становятся маленькими поэтами и писателями, способными выражать в слове свои впечатления и переживания.
Творчество для ребёнка – процесс многообразный. Ребенок участвует в творческом процессе задолго до того, как научился читать.
Творчество начинается с игры. Играя, выступая в самых разных ролях, ребёнок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя самые разные роли, ребёнок тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать. А младший школьный возраст, это возраст, когда дети очень любят играть. Можно предложить следующие игры:
1.         Речевая игра – это стихи, с которыми и в которые можно играть. В них есть сюжет и действие, например: потешки, дразнилки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь, помогают преодолевать логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь ребёнка интонационно богатой и выразительной.
2.         Игра в рифму – работа на воображение, чувство слова, чувство ритма. Называем фразу, а дети подбирают рифму: удил рыбу король – на крючок попалась фасоль. Это смешно, так как невпопад, но это тоже творчество. Например: И.Гамазкова «Кто как кричит?».
Сидит ворон на суку и кричит ….
Над селом взошла заря, петухи запели….
3.         «Укрась слово» подобрать к существительному прилагательные. Например, В.Драгунский «Что любит Мишка». М- милый, И- интересный, Ш-шустрый, К- красивый, А- активный.
4.         Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк по определённым правилам:
·          одно существительное; например: Родина,
·          два прилагательных; родная, любимая,
·          три глагола; любить, охранять, беречь,
·          предложение: Родина – мать, умей за неё постоять!
·          одно заключительное слово: мама.
Во 2-3 классах по программе «Перспективная начальная школа» дети знакомятся с японскими писателями (Иссё, Бусон, Тиё, Оницура), которые пишут «хокку». Дети сами учатся писать «хокку».
5.         Игра в словотворчество развивает чувство слова и воображение.
Например, игра «Кто где живёт?»: раки – в ракушках, в улье – улитки и так далее. Или «Что из чего делают?»: из мака – макароны, из дуба – дублёнки. Стихотворение И.Гамазковой и Е.Григорьевой «Живая азбука».
Жарким летом по горам в шубе бегает ….
В колючках ёж и ёрш, но сразу разберёшь:
Кто ёжится – тот…, а кто ершится - …
Уроки литературного чтения – это работа с литературным текстом, поэтому строить работу надо так, чтобы ребёнок чувствовал себя причастным событиям и переживаниям, о которых идёт речь в тексте. Умение анализировать литературное произведение – умение творческое. Овладение этим умением происходит в процессе творческой деятельности, чтения и анализа. Это умение реализуется на уроках через метод творческого чтения, который является основным при работе с художественным текстом и позволяет развить способности к творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного.
В зависимости от вида творческой деятельности на уроках литературного чтения можно выделить четыре группы приёмов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников:
·          словесное развёртывание образов произведения (творческий пересказ, словесное рисование, слушание художественного чтения, выразительное чтение, воспоминания из своей жизни, рассказ по аналогии, придумывание вопроса к произведению);
·          театральная творческая деятельность (анализ иллюстраций, чтение по ролям, инсценирование);
·          изобразительная творческая деятельность (рисование эпизода, персонажа, серии рисунков; выполнении аппликации, лепка героев произведения, составление картинного плана);
·          музыкальная творческая деятельность (подбор музыкальных отрывков к образу героя, воспроизведение звуков и шумов).
Все учителя знают, что любая программа литературного чтения может быть реализована на уроках разного типа. Кроме традиционных уроков особое место отводится нетрадиционным: урок- сказка, урок-игра, урок-викторина, урок-путешествие, урок-творчества, на которых «лучше всего проявляется интерес ребёнка и его читательские умения».
Наряду с приёмами метода творческого чтения на своих уроках я применяю метод творческих проектов. Этот метод позволит максимально объединить применение творческих приёмов. Например, проект «Разноцветные страницы». В результате каждый ребёнок сможет проявить себя в творчестве по – разному: чтеца, актёра, музыканта, художника.
Работая над развитием творческих способностей, понимаешь, что рамки урока не позволяют в полной мере выполнить всё, что ты задумываешь. Но есть выход, это - внеурочная деятельность (можно использовать мультфильмы или их отрывки, словесные зарисовки, инсценирование произведений, создание новые произведение и мультфильмов).
Таким образом, применение на уроках креативных методов и приёмов обучения позволяют активизировать процесс обучения, развивать творческие способности, реализовать идеи развивающего обучения, повысить качество урока, увеличить объём самостоятельной работы. Именно творческие работы вовлекают детей в читательскую самостоятельность и интерес к книге.
Итогом такой работы будет воспитание всесторонне развитой личности с высокими креативными способностями, которая способна нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, приспосабливаться к жизни в быстро меняющихся условиях.
Мы, учителя, начавшие работать в условиях введения ФГОС, оказались в трудном времени. Но трудное время – это время величайших перемен и возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит «оказаться во времени». Учителю совсем нелегко перестроить свою педагогическую деятельность, вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм, сформировать собственные творческие способности.
Каждому учителю необходимо развитие уверенности в себе, умения видеть собственные профессиональные успехи и неудачи.
2022-10-05 13:27 Сентябрь 2022