STEAM-ТЕХНОЛОГИЯ КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ
Лапина Наталья Александровна воспитатель МКДОУ д/с № 19 «Сказка», г. Омутнинск, Кировская область
Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний – не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. Внедрение в образовательный процесс детского сада новой STEAM-технологии, обеспечивает развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формированию у них творческого мышления, воображения, инициативности, способности к принятию нестандартных решений. Социально - экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелательный гражданин. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. Поэтому возникла необходимость внедрения STEAM-технологии в образовательный процесс детского сада, начиная с раннего возраста, что дает возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству и формированию творческого мышления и воображения, так же первоначальных технических навыков. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. В этой связи актуальными становятся формирование у детей технического мышления, развитие исследовательских, инженерно - конструкторских навыков. Благодаря STEАM подходу, дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно, и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций. В своей работе с детьми раннего дошкольного возраста использую различные образовательные модули, с которыми могу поделиться. · Модуль «Дидактическая система Фридриха Фрёбеля» - позволяет детям познакомиться с геометрическими фигурами и телами, освоить самые предметы окружающего мира, осваивать пространственные отношения, а также проявить творческие способности в конструировании в различных ракурсах и проекциях. Применение первого дара Ф. Фрёбеля «Шерстяные мячики» начала со знакомства с дидактическим материалом. Показывала детям мячи, развивая, таким образом, их умение различать цвета. Дети тренировались раскачивать шарик в разные стороны, и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», тем самым познакомила детей с пространственными представлениями. Показывала шарик на ладони и прятала его, проговаривая при этом: "Есть мячик - нет мячика ", так малыши познакомились с утверждением и отрицанием. Следующим этапом было применение дидактического материала в разнообразной образовательной деятельности. Так, в развитии речевых навыков, действуя с шерстяными мячиками, дети активно проявляли свою фантазию и творчество. У кого – то мячик был похож на колючего ёжика, зелёного динозавра, солнышко, а некоторые дети видели в нём колобка, кукурузные шарики и мамины сережки. Самым интересным и продуктивным в плане проявления творческих способностей детей было и остается использование мячиков при обучении малышей рассказыванию сказок. Так, например, повторяя сказку «Колобок», дети заменяли героев мячиками, обосновывая, почему сделали такой выбор. Кто – то выбрал «Колобка» белого цвета, объяснив это тем, что он ещё не подрумянился, а кто-то выбрал «зелёного» Волка, потому что он спрятался в листьях. Применение первого дара Ф. Фрёбеля в самостоятельной деятельности в большей степени способствует развитию творческих способностей детей раннего возраста. Ещё один дар, который применяю в своей работе с детьми раннего возраста – это «Палочки и полукольца». Данное дидактическое пособие использую в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной деятельности. При знакомстве с пособием предлагала малышам отметить сходство и отличие палочки и полукольца. Обращала внимание на окружающий мир, на что похоже полукольцо, палочка? Следующим этапом в работе с пособием было полное предоставление свободы действий с материалами, где дети активно проявляют свое конструктивное творчество. Таким образом, мною было отмечено, что применение даров Фрёбеля, повышает познавательную активность дошкольников, развивает не только зрительное и слуховое восприятие, но и творческие способности, смекалку, положительно влияет на личностное развитие каждого ребёнка. · Модуль «LEGO - конструирование» - приобщает детей к техническому творчеству, способствует формированию задатков инженерно-технического мышления, а также дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям. В процессе освоения LEGO-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, дошкольники познают основы современной робототехники, что способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической ориентации. Модуль «LEGO - конструирование» использую в основном в индивидуальной работе с детьми. Считаю, что степень творческой активности детей повысилась, появилось желание создавать и обыгрывать постройки в самостоятельной деятельности. · Модуль «Математическое развитие» - включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, математические конструкторы, шнуровки, игры В. В. Воскобовича. Представлены игры и пособия, способствующие развитию творческих способностей детей раннего возраста через данный модуль, которые применяю в своей практике. · Доска «Геометрик» - самым маленьким такая игра помогает изучить геометрические фигуры, осваивать счет. Дети могут выплетать резинками животных, предметы, разноцветные узоры. Такие игрушки стимулируют детскую фантазию и помогают малышам лучше ориентироваться в пространстве. · Дидактическая пирамидка «Эрудит». Главная задача пирамидок - развитие координации движений, изучение форм, размеров и цветов. Пирамидка "Эрудит" - совсем другой подход к таким игрушкам. Действуя с таким пособием, дети применяют творческие способности, пространственное мышление, конструктивные навыки. · «Квадраты Никитина». Принцип игры напоминает сложение пазла – из отдельных разрозненных частей необходимо сложить нечто целое. Обучает самостоятельно мыслить, придумывать, творить. В процессе игры ребенок постигает такие понятия, как часть и целое, активно развивая способности к синтезу и анализу, пространственное воображение, учится комбинировать детали, собирая из них целое. Детям предлагаю, используя все части, «нарисовать» животных, предметы, тем самым делая акцент на развитии воображения и творческих способностей. Таким образом, каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном их решении обеспечивают реализацию целей STEАM - образования: развитие творческих способностей дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечение в научно-техническое творчество детей раннего возраста. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.