ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Акимова Наталья Владимировна воспитатель МБДОУ "Детский сад 28", г. Дзержинск Нижегородской области Аннотация: в статье рассматривается влияние театрализованной деятельности на развитие детей старшего дошкольного возраста, описываются некоторые виды театра и рассказывается об опыте работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста. На современном этапе развития системы дошкольного образования, очевидно, что для нее характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. И в качестве приоритетного подхода в воспитании и обучении детей используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из таких видов детской деятельности, которую весьма широко используют в процессе воспитания и разностороннего развития детей, является театрализованная деятельность. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, окунаясь в мир театра, ребёнок испытывает эмоции, делает для себя пусть небольшое, но открытие. Театральная деятельность способствует общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера. Занимаясь театральной деятельностью, ребёнок учится четко формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир…Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни. Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность: дружба, доброта, честность, смелость и др. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованная деятельность близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, видя то, как дети стремятся реализовать свои потребности и способности через театрализованные игры, я решила использовать это в своей работе. Задачи, которые я ставила перед собой, состояли в том, чтобы создать условия для развития творческой активности; приобщить детей к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе. Впервые ребенок узнает о театре через знакомство с кукольным театром. Дошкольники очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен. Дети видят знакомые и любимые куклы: мишку, зайку, собачку, которые ожили, задвигались, заговорили, стали ещё привлекательнее и интереснее. И здесь мы видим, что кукольный театр не только как развлечение, но проявляется и его воспитательное значение. Условность кукольного театра близка и доступна детям, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Кукольный театр доставляет дошкольникам большую радость. Кроме кукольного, дети знакомятся с разнообразием видов и форм театра: плоскостной (картинки для фланелеграфа, теневой, на дисках и т.д.), варежковый, на ложках, пальчиковый и многие другие. В настоящее время мы с ребятами осваиваем достаточно новый вид театра – интерактивный. Это готовые театральные подмостки, с открывающимися и закрывающимися занавесями, с верхним и нижним освещением и магнитными подставками для «двигающихся» фигурок. Здесь ребенок может выступать как в роли режиссера, актера, декоратора, так и осветителя и работника сцены, отвечающего за занавес (механика сцены). И, конечно, когда осваиваешь все новое, важна поддержка и отклик со стороны взрослых. Наши родители с интересом и даже некоторым детским восторгом восприняли новое увлечение детей и воспитателей. Много пособий, новых видов театра и декораций было сделано, а также еще делаются, именно их умелыми и чуткими руками. Наш театр мы назвали семейным не только за то, что почти каждая семья прониклась идеей нового, но и потому, что репертуар нашего театра отражает многие произведения о семье, семейных взаимоотношениях, пропаганде семейных ценностей и традиций. Это произведения Николая Носова («Леденец», «Живая шляпа», «Огородники» и др.), русские народные сказки: «Крошечка Хаврошечка», «Морозко», «Лягушка - Царевна», «Мудрый отец», «Снегурушка и лиса», «Снегурочка», «Зимовье зверей» и многие другие; Г.-Х. Андерсен «Снежная королева», братья Гримм «Бабушка Метелица», Катаев «Цветик-семицветик», Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Результаты работы по театрализованной деятельности не заставили себя ждать: ребята стали чаще проявлять друг к другу положительные эмоции, охотно говорить о своих чувствах, переживаниях, стали более доверчивыми и открытыми. Значительно уменьшилось количество конфликтных ситуаций между детьми. Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимику, движения и т. д.); научились понимать и осознавать эмоциональное состояние окружающих их людей и своё собственное; речь стала более выразительной; они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать; стали более самостоятельными и инициативными; у детей замкнутых, закрытых появился интерес к театрализованной игре, они стали включаться в общую деятельность более охотно. Таким образом, систематическое включение театрализованных игр в повседневную жизнь помогают полнее раскрыть возможности и способности детей, а также укрепляют межличностные отношения в семье. Используемая литература: 1. Е.А. Антипова «Театрализованная деятельность в детском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2006г. 2. М.Д. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в деском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2007г. 3. Е.В.Мигунова «Организация театральной деятельности в детском саду», Великий Новгород, 2006 год. 4. Н.Ф Сорокина, Л.Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 год. 5.А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.