РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Алешина Ольга Владимировна воспитатель МБДОУ "Детский сад "Изумрудный город", п. Отрадное
«Творчество - это не удел только гениев,
создавших великие художественные произведения.
Творчество существует везде,
где человек воображает, комбинирует,
создает что-либо новое».
Л. С. Выготский
Дети дошкольного возраста имеют свой потенциал, который необходимо развивать, опираясь на индивидуальность ребенка. Именно в этом возрасте у детей развивается воображение и фантазия, творческое мышление, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. Тема: “Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» обусловлена противоречием между ростом потребности общества в людях, имеющих прочные, глубокие знания, способных самостоятельно, нетрадиционно решать возникающие проблемы, и существующей системой образования, не нацеленной пока на развитие творческих качеств личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей. Громов Е. С. в своей работе «Дифференцированный подход в обучении творческой деятельности детей дошкольного возраста» отмечает, что актуализация творческого потенциала дошкольников – это деятельность педагога и детей, обеспечивающая переход совокупности творческих способностей и психических новообразований младших школьников из потенциального состояния в актуальное, из состояния возможного в действительное, в результате побуждающая учащихся к проявлению и развитию творческой индивидуальности. Развитию творческих способностей детей способствуют следующие психолого-педагогические условия: - развитие творческого мышления; - развитие творческого воображения; - развитие творческой деятельности. Для развития творческих способностей, необходимо развивать творческое мышление и воображение. Задача педагога – увидеть определенные задатки, развивать способности каждого ребенка, заложенные в нем от природы, помочь ребёнку максимально раскрыться в своей творческой деятельности. Необходимо, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию творческих способностей. Творческие способности будут формироваться быстрее, если ученики будут заинтересованы в деятельности и нацелены на положительный результат. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свои способности. Дети должны учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Педагоги и психологи считают, что активное развитие творческих способностей происходит в младшем дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте дети интересуются окружающим миром. Они любознательны, активны. Поэтому так важно создавать определенные условия для формирования и развития творческих способностей. Для того чтобы творческие способности детей получили успешное развитие, необходимо создать определенные условия. Например, предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, определенных действий. Не давать готовых ответов детям, а создавать такие условия, при которых они самостоятельно будут находить ответы. Давать нестандартные задания, где ребенок может проявить себя и раскрыть свой потенциал. При этом необходимо создать комфортную обстановку, оказывать помощь и поддержку ребенку, поощрять его. Чем благоприятнее условия, тем успешнее будет развитие. Но не только важно создать благоприятные условия для развития творческих способностей. Не все дети могут сохранить творческую активность. Правильно подобранные методы обучения помогают достичь детям более высокого уровня творческого развития. Развивать творческие способности ребенок может в различных кружках и творческих объединениях, которые способствуют развитию его способностей. Дошкольники берутся за любые дела, хотя у них нет ни опыта, ни навыков. Однако без помощи педагога многие затеи обречены на провал, поэтому важно поддержать ребенка, чтобы был определенный результат. Не всякая деятельность, в которую включают ребенка, формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие творческих способностей детей, она должна удовлетворять определенным условиям. Первое, ребенок должен быть лично заинтересован, желать выполнить работу как можно лучше. Развитие творческих способностей ребенка требует от педагога большой подготовки. Необходимо излагать материал в доступной и интересной для детей форме, сделать процесс обучения и воспитания интересным и познавательным, используя различные приемы, в том числе игровые. Важно предлагать задания различной сложности. Создавать условия для творческого роста, поощрять активность. Поддерживать новые творческие начинания. Важно, создать такие условия, чтобы в процессе ребенок искал свое неповторимое решение поставленной задачи, не похожее на решения других. Это помогает детям, не боятся делать по-своему, развивать свое индивидуальное видение, развивать творческие способности. Развитие творческих способностей детей будет эффективным только в том случае, если будет представлен целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Действия педагога в итоге должны быть направлены на то, чтобы воспитать ученика, способного творчески мыслить, самостоятельно ставить цели, последовательно осуществлять действия, направленные на определенный результат. Достигнуть желаемого результата педагог сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию. А творческий педагог тот, кто: - преподает увлеченно, творчески планирует свою работу; - свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения; - уважает личность ребенка; - дифференцирует объем и сложность заданий; - побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех детей; - развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития; - педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления; Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей дошкольников и их творчество должно проходить целенаправленно, с учетом интересов ребенка, под контролем родителей и учителя. Только в тесном содружестве всех заинтересованных лиц может развиваться всесторонне развитая творческая личность.