РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Цветкова Виктория Леонидовна музыкальный руководитель Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - Детский сад № 4", г. Шуя, Ивановская область
СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Давно известно, что максимальное проявление индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности – творчества. Творческое начало является одним из важнейших составляющих современной личности, обусловливающих успешность человека в самых разных областях деятельности. Творческая деятельность – реализация способностей, создание чего-то нового, интересного, необычного. К условиям, способствующим успешному развитию творческих способностей и самореализации детей, относятся психические познавательные процессы, свойства личности каждого ребенка. Для современного детского сада исключительно важной является проблема развития творческих способностей воспитанников, в частности имеющих особенности в развитии, это различные категории детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых, педагогов, специалистов. В отечественной педагогической науке проблемы всестороннего воспитания и развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья освещались в работах ряда ученых: Л.С.Выготского, Т.А.Власовой, А.Н.Граборова, В.П.Кащенко, В.В.Лебединского, Ю.А.Костенкова, В.И.Лубовского, Н.Н.Малофеева, И.И.Мамайчук, М.М.Мастюковой, С.М.Миловской, М.Монтесорри. В музыкальной педагогике творческая деятельность рассматривается как естественная для возможностей каждого ребенка (Б.В.Асафьев, Б.Л.Яровский, А.А.Мелик-Пашаев и другие). Однако в практической работе сдвиги в направлении решения этой проблемы еще незначительны. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкального искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с особенностями в развитии. Именно музыкальное искусство во всем своем многообразии способно раскрыть творческие возможности дошкольника с ОВЗ более ярко, так как целый ряд психологических явлений превращает эстетическое переживание в сотворчество: это сопереживание, вовлечение, присутствие, стремление удовлетворить свои потребности, интересы, проявить свою инициативу. Это связано с тем, что сама музыка имеет конкретный художественный образ, обрамленный определенными средствами музыкальной выразительности, активно воздействующий на развитие воображения, что и составляет основу творческих способностей. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания. Именно поэтому музыка очень близка натуре дошкольника, его наглядно-образному мышлению и восприятию окружающей действительности [1]. Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства, творчества, музыкально-образовательной и культурно-досуговой деятельности, которые так или иначе имеют творческую направленность [2]. Так в таком виде музыкальной деятельности как «Слушание», дети воспринимают музыкальные образы, оказывающие большое влияние на эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать и сопереживать персонажам, понимать истинный смысл и посыл. Методика активного слушания помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма. Двигательно-пластическое декламирование направлено на перевоплощение ребенка в конкретный образ музыкального произведения, где в движении передается внутренний мир персонажа. В свою очередь, это представляет собой образное моделирование эмоций, в контексте которого развивается умение критически оценивать поступки и чувства, которые значимы не только для них, но и для окружающих людей. Есть музыкальные произведения, в которых запечатлен целый сюжет, раскрывающий определенное событие. К примеру, активное слушание музыкального произведения композитора Э. Грига «В пещере горного короля» будет ориентировано на совместную художественно-творческую деятельность, поскольку одна группа детей будет воплощать в движении образы гномов в соответствии с звучанием музыки, кто-то будет исполнять роль короля. Сюжетные и образные танцы также будут способствовать сплочению детского коллектива, установлению эмоционально благоприятного микроклимата в группе. Таким образом, прослеживается вариативная возможность проявления множества способов творческого самовыражения, позволяющих в доступной форме выражать свои эмоции, переживания с ориентацией на эмоции других участников и ценностного отношения к ним и совместному творчеству. Что касается вопроса о пении детей с ОВЗ, то этот процесс довольно длителен и сложен. Процесс ансамблевого (хорового) пения объединяет детей, создает условия для эмоционального позитивного общения, воспитывает культуру поведения, развивает коммуникативные и креативные способности, закрепляет интерес к музыке, развивает музыкальные способности. Вокально - логопедические упражнения, формирующие постановку правильного дыхания, дифференциацию твёрдых и мягких согласных, автоматизацию звуков, организацию речевого режима, в том числе охрану детского голоса, регуляцию эмоционального состояния, развитие моторных систем организма, введение ребёнка в активный организационно-творческий процесс, используя коллективно - индивидуальные формы работы. Разыгрывание, театрализация знакомых песен позволяет найти и реализовать свой неповторимый образ, что стимулирует на проявление творческой активности. Элементарное музицирование – это творческая деятельность, в которой неразрывно соединены музыка, речь и движение. Концепция Карла Орфа называется «Шульверк» (учусь, делая). Сущность приобщения детей к элементарному музицированию определяется такой формулировкой: «меньше обучать - больше взаимодействовать». Этот девиз способствует созданию условий для развития творческих способностей детей. Это игровая педагогика: с детьми играют, но они при этом не осознают, что их учат. Это та форма, которая позволяет играть многопланово: играть на инструментах и играть с элементами музыки и речи: ритмом, тембром, динамикой, фактурой, играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен, и играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно. В работе с детьми данной категории успешно используется технология ритмодекламации (речевое декламирование), представляющая большие возможности для импровизации. Любое мероприятие (праздник, досуг, развлечение) представляет собой синтез различных видов искусства (музыки, поэзии, театра, танца) - мир ярких зрительных образов, увлекательных игр и затей. При организации праздника важно максимально создать условия для того, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно и имел возможность проявить себя в любимом виде музыкально-творческой деятельности. Праздники духовно обогащают ребёнка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний, умений и навыков, полученных на различных видах занятий и побуждают ребёнка к творчеству [3]. Таким образом, создание условий для включения дошкольников в музыкальную художественно-эстетическую деятельность является одним из важнейших условий формирования общей культуры их личности, ориентирующих на раскрытие и развитие потенциала каждого ребенка, создание благоприятных условий для реализации природных способностей и возможностей, индивидуальности, творческого потенциала, самостоятельности через различные виды музыкально-творческой деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями. Список используемой литературы 1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – М., 1997 – 294 с. 2. Королькова, Е. А. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Королькова. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10224/ (дата обращения: 24.09.2022). 3. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с.