Конференции

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ОП.08. «ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ» НА ТЕМУ «СОЗДАНИЕ БАЗ ДАННЫХ С ПОМОЩЬЮ КОНСТРУКТОРА»

Кучеряну Наталья Владимировна
преподаватель
ГБПОУ ЯНАО "Ямальский многопрофильный колледж", г. Салехард

Пояснительная записка

Специальность ФГОС СПО ТОП-50

09.02.06. Сетевое и системное администрирование.

Наименование учебной дисциплины

ОП.08. Основы проектирования баз данных

Группа/отделение

20СИС/отделение технического профиля

Время:

90 минут

Тема:

Создание баз данных с помощью конструктора

Тип урока:

комбинированный

Цели урока:

а) образовательная: Обобщить знания студентов о представлении и проектировании баз данных.

·                    Дать представление о режиме конструктора.

·                    Научить определять нужный тип в базе данных

·                    Учить создавать базы данных с помощью конструктора.

б) развивающая: развитие познавательного интереса, речи и внимания студентов, формирование информационной компетентности.

в) воспитательная: воспитание положительного интереса к изучаемому материалу, активного отношения к труду, сознательной дисциплины, культуры речи.

Планируемые результаты

Сформировать:

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ПК 1.2. Осуществлять выбор технологии, инструментальных средств и средств вычислительной техники при организации процесса разработки и исследования объектов профессиональной деятельности.

ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации, иметь опыт оформления проектной документации

Методы обучения

рассказ, фронтальная беседа, практическая работа, самостоятельная работа

Средства обучения

мультимедийный проектор, раздаточно –дидактический материал, системы управления базами данных ACCESS

Технология:

личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, проектная

План урока

   I.Организационный момент

 II.Актуализация знаний

III.Изложение нового материала.

IV.Выполнение практического задания.

 V.Итоги урока.

VI.Домашнее задание.

Источники информации

1.   Кузин А.В. Базы данных: Учеб. пособие для студ. Сред. Учеб. заведений/ А.В.Кузин, С.В.Левонисова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.

2.   Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/ Г.И.Кругликов. -2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с.

3.   Першиков В.И., Савинов В.М. Толковый словарь по информатике. М.: Финансы и статистика, 1995.

4.   Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. – М: Лаборатория базовых знаний, 2000.


ХОД занятия
1.         Организационный момент.
2.         Актуализация знаний.
А) Индивидуальный опрос (двое учащихся готовят ответ у доски по карточкам).
Карточка № 1. БД «Успеваемость»
ФИО
Русск.
Алг.
Хим.
Физ.
Инф.
Иванов
4
4
4
3
3
Петров
3
4
4
4
4
Сидоров
4
5
3
6
4
Карточка № 2. БД «Библиотека»

Автор

Название

Год

Полка

1

Л. Толстой

«Война и мир»

1971

7

2

А. Пушкин

«Е. Онегин»

1955

2

3

М. Лермонтов

«Узник»

1960

4


Б) Фронтальная беседа на актуализацию опорных знаний (во время подготовки вызванных к ответу учащихся)
1. Определение баз данных (БД). (база данных – это совокупность структурированных данных в любой предметной области, привести пример).
2. Типы баз данных. (иерархическая, сетевая, распределенная, реляционная).
3. Свойства основной (реляционной) базы данных.
4. СУБД (программное обеспечение с помощью которого создаются базы данных, например MS Access).
В) Вопросы к студентам, вызванным к доске.
1. Информация о какой системе содержится в таблице
(1 студент – Об определенном классе школы).
(2 студент – Об определённой библиотеке.)
2. Информация о каком объекте содержится в каждой записи этой таблицы?
(1 студент – О конкретном ученике)
(2 студент – О конкретном авторе).
3. Что обозначают значения полей записи?
(1 студент - Оценки, полученные данным учеником по школьным предметам).
(2 студент – Название произведения которое написал автор, год издания и номер полки).
III. Изложение нового материала.
На экране демонстрируется проект базы данных

СТРАНЫ МИРА

Страна – символьный

Столица – символьный

Площадь – числовой

Население числовой

Посещал – логический


На этом экране вы видите базу данных, каждой записи этой базы данных принадлежит свой тип (показывает на первую запись – СТРАНА, ей принадлежит символьный тип, а записи ПЛОЩАДЬ – числовой. Очень важно поставить правильный тип записи, так как это отразится на дальнейшем создании всей базы данных.
Чтобы создать свою базу данных Access и правильно поставить тип такие базы данных создаются с помощью дополнительного оператора, который называется КОНСТРУКТОР.
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим базы данных, которые создаются с помощью конструктора.
Давайте запишем тему урока (тема записана на доске).
Запишем план, по которому мы рассмотрим данную тему:
1.         Величина.
2.         Свойства величины.
3.         Типы, которые применяются в создании базы данных.
1.         Величина – это отдельный информационный объект, имеющий собственное имя и занимающий место в памяти компьютера. С этой точки зрения поля являются величинами. Каждое поле в таблице имеет имя, для каждого поля определен тип.
2.         Понятие типа величины связано с тремя ее свойствами:
- множеством значений, которые может принимать величина;
- множеством операций, которые можно выполнять с этой величиной;
- формой внутреннего представления в памяти ЭВМ.
3. В большинстве случаев в базах данных используются 4 основных типа: символьный, числовой, дата и логический. Поле символьного типа может хранить значение любой последовательности символов; числовые поля могут содержать целые или дробные десятичные числа; дата – день/месяц/год; логические поля – значения логических величин (да -нет, истина – ложь, true-false.
Давайте запишем одно правило, которого нужно придерживаться при выборе символьного или числового типа: Если поле обозначает порядковый номер или цифровой код, то ему нужно назначить символьный тип.
Если же поле обозначает количество чего-то или какую – то размерную величину, то это поле должно иметь числовой тип.
Например, полями символьного типа должны быть: инвентарный номер книги в библиотеке, номер дома, номер телефона.
Числовой тип имеют, например, такие поля: возраст человека, вес объекта, расстояние, количество учеников в классе.
VI. Выполнение практического задания. (Приложение 1). Каждому студенту выдается инструкционная карта.
Ранее выполнившим предлагается дополнительное задание (***)
V. Итоги урока.
Оценить работу группы, назвать студентов, отличившихся на уроке.
VI. Домашнее задание.
Выучить определение величины, свойства величины, типы, которые применяются в создании базы данных, составить структуру базы данных из 7 полей и 5 записей (ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА)
Приложение 1
Практическая работа
Создание базы данных Access с помощью конструктора.
Задание:
1.         Создать новую базу данных.
2.         Создать таблицу базы данных.
3.         Определить поля создаваемой таблицы в соответствии с таблицей.
4.         Сохранить созданную таблицу.
5.         Заполнить созданную таблицу данными в соответствии с таблицей.
6.         Просмотреть, как будет выглядеть созданная таблица на листе бумаги.
Цель:
Таблица данных СТУДЕНТЫ

Имя поля

Тип данных

Размер, формат, свойства поля

Код студента

Счетчик


Фамилия

Текстовый

15

Имя

Текстовый

15

Отчество

Текстовый

15

Дата рождения

Дата/время

Краткий

Знак зодиака

Текстовый

9

Любимый предмет

Текстовый

11

Телефон

Текстовый

9


Информация для заполнения базы данных СТУДЕНТЫ

Код студента

Фамилия

Имя

Отчество

Дата рождения

Знак зодиака

Любимый предмет

Телефон

1

Ивушкин

Владимир

Семенович

04.12.96

Козерог

Информатика

12-45-67

2

Морозов

Петр

Павлович

24.11.97

Скорпион

Экономика

23-14-11

3

Громов

Евгений

Иванович

21.11.96

Скорпион

Математика

24-16-16

4

Андреева

Светлана

Ивановна

10.01.98

Козерог

Математика

32-29-00

5

Пак

Ольга

Федоровна

01.06.98

 Рак

Экономика

34-29-10

6

Бухтеева

Елена 0

Петровна

12.03.98

Рыбы

Информатика

25-40-01

7

Морозов

Алексей

Николаевич

22.12.98

Козерог

Физика

15-16-01


ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
1.         Для создания новой базы данных следует:
& - Загрузить Access и в появившемся окне выбрать пункт Новая база данных;
& - в окне Файл новой базы данных задать имя базы (пункт Имя файла) и выбрать папку (пункт Папка), где эта база данных будет находиться. По умолчанию Access предлагает имя базы db1, а тип файла – Базы данных Access. Задать имя СТУДЕНТЫ, а тип файла оставить прежним (другие типы файлов используются в специальных случаях);
& - щелкнуть мышью по кнопке [Создать].
2. Для создания таблицы базы данных необходимо:
& - в окне базы данных выбрать вкладку Таблицы, а затем щелкнуть мышью по кнопке [Создать];
& - в окне Новая таблица выбрать пункт Конструктор и щелкнуть мышью по кнопке [ОК].
& В результате проделанных операций откроется окно таблицы в режиме конструктора, в котором следует определить поля таблицы.
3. Для определения полей создаваемой таблицы следует:
& - ввести в строку столбца Имя поля имя первого поля Код преподавателя;
& - в строке столбца Тип данных щелкнуть мышью по кнопке списка и выбрать тип данных Счетчик. Поля вкладки Общие оставить такими как предлагает Access.
Заполнение строки столбца Описание необязательно и обычно используется для внесения дополнительных сведений о поле.
1.         Для сохранения таблица необходимо:
& - выбрать пункт меню Файл, Сохранить;
& - в диалоговом окне Сохранение ввести имя таблицы
СТУДЕНТЫ;
& - щелкнуть мышью по кнопке [ОК].
2.         Вести данные в созданную таблицу в соответствии с таблицей.
3.         Для просмотра созданной таблицы следует:
& - щелкнуть по кнопке  или выполнить команду Файл, Предварительный просмотр;
& - закрыть окно просмотра.
4.         Для создания формы СОСТАВ СТУДЕНТОВ необходимо:
& - открыть вкладку Формы в окне базы данных;
& - щелкнуть по кнопке [Создать];
& - в появившемся окне выбрать (подвести курсор мыши и щелкнуть левой ее кнопкой) пункт Мастер форм (или создание формы с помощью мастера);
& - щелкнуть по значку списка Таблицы и запросы в левой части окна и выбрать в списке таблицу СТУДЕНТЫ;
& - щелкнуть мышью по кнопке [ОК];
& - в появившемся окне выбрать поля, которые будут присутствовать в форме. Так как в данном примере присутствовать будут все поля, щелкнуть мышью по кнопке ;
& - щелкнуть мышью по кнопке [Далее];
& - так как в появившемся окне уже выбран вид Форма в один столбец, щелкнуть мышью снова по кнопке [Далее];
& - в появившемся окне выбрать стиль оформления. После выбора стиля щелкнуть мышью по кнопке [Далее];
& - в появившемся окне задать имя формы, набрав на клавиатуре параметр СОСТАВ СТУДЕНТОВ. Остальные параметры в окне оставить без изменений;
& - щелкнуть мышью по кнопке [Готово].
5.         Для просмотра созданной формы следует:
& - щелкнуть мышью по кнопке  или выполнить команду Файл, Предварительный просмотр;
& - закрыть окно просмотра. [1]
6.         Показать результат преподавателю.
***ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ задание: Создать базу данных с помощью конструктора из 8 полей и 8 записей (тематика любая), используя все типы данных.
2022-10-05 13:14 Сентябрь 2022