АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОГРАММЕ «БИСЕРОК»
Галимзянова Наталья Валерьевна педагог дополнительного образования МАУДО "Дом детского творчества № 15", г. Набережные Челны
Проблема развития творческого потенциала ребенка остается одной из самых актуальных, требующих решения со стороны современной педагогической науки. Она не придумана кем-то. Она существует, так как одним из главных условий для развития ребенка, формирования яркой креативной личности, способной находить решения в самых необычных ситуациях, направлять усилия на преобразование окружающей деятельности и самой себя, является сам педагог, организующий процесс жизнедеятельности и процесс развития ребенка. Творчество ведет за собой развитие многих личностных характеристик: самостоятельности, ответственности, целеустремленности, что в свою очередь способствует успешной социализации детей. Творческий потенциал - интегральное качество личности. Данным качеством обладает каждый, так как это врожденная характеристика личности. Разница лишь в степени развитости отдельных компонентов творческого потенциала у того или иного человека. Развить творческие способности - значит, вооружить ребенка способом деятельности, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Целенаправленная работа по развитию творческого потенциала учащихся приводит к повышению уровня развития у них творческого мышления, интеллектуального развития, самооценки, творческих проявлений в различных областях жизнедеятельности. На протяжении 23 лет своей педагогической деятельности планирую так, чтобы максимально развивать творческие способности учащихся на занятиях по кружевоплетению и бисероплетению. Обучение по программе «Прасковея» представляет собой большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Успешно реализую эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество. Для формирования творчески активной личности, способной к саморазвитию использую следующее: · развиваю творческую активность учащихся; · включаю учащихся в творческую деятельность; · вношу «проблемность» в учебный процесс; · развиваю качества творческого мышления: самостоятельность, критичность. Развитие творческих способностей учащихся осуществляю, опираясь на принципы: - принцип развития мотивации к творческой деятельности; - принцип развития умений самообразования и самовоспитания; - принцип приоритета творческой деятельности; - принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся; - принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся; Улучшить организацию моей работы помогает соблюдение некоторых правил: Служить примером для подражания. Педагогу необходимо самому профессионально демонстрировать приемы работы, выставлять работы на выставках. Некоторые мои творческие работы использованы для оформления кабинета. Поощрять сомнения. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения. Разрешать делать ошибки. Ребенок не должен бояться рисковать, бояться думать независимо. Поощрять разумный поиск. Позволяя своим учащимся рисковать, и даже поощряя их в этом, педагог может помочь им раскрыть свой творческий потенциал. Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему. Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться. Использовать метод проектов. Повысить мотивацию к творческой деятельности помогает использование такого продуктивного метода как метод проектов. Под проектом понимается самостоятельная, творческая, завершённая работа, выполненная под руководством педагога. Учащиеся творческого объединения «Прасковея» выполняют следующие типы проектов: учебный, социальный, семейный, творческий, исследовательский. Метод проектов – технология, которая обеспечивает развитие творческих способностей учащегося, позволяет отследить его творческий рост. Главный смысл создания проекта – учебный. Это неполучение объективно нового материала, как в науке. Целью этой деятельности является активизация позиций учащегося, привитие интереса к способам приобретения знаний, развитие мышления. На занятиях детям предоставляется возможность для реализации себя в качестве изобретателя, исследователя, возможность увидеть новые грани обыденных объектов, явлений. То есть, если в науке главной целью является новое знание, открытие, то в нашей деятельности – приобщение детей к навыкам исследователя, знакомство с методами творческой деятельности и практическое их применение. Ценность проектного метода в том, что учащийся учится видеть проблему, двигаться новыми, неизведанными путями, находить оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, удовлетворение от сделанного. Готовить к препятствиям. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания. На занятиях использую проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед ребенком ставлю проблему, а учащиеся при непосредственном участии педагога или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности. В процессе работы создаю на занятии проблемные ситуации. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет детям самим находить пути выполнения задания, т.е. решать проблему. Неотъемлемой частью образовательного процесса является выставочная деятельность. Она выступает как: - результат длительной, кропотливой работы; - форма оценки творческой деятельности; - форма творческого самовыражения учащихся и педагога. Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на занятиях, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, педагогу. Используемая литература 1. Меерович,М.И.Технология творческого мышления [Текст]: практическое пособие/ М.И.Меерович, Л.И.Шрагина.- М.: АСТ,1996 - 430с. 2. Симоновский А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст]: учеб. пособие / А.Э.Симоновского - Ярославль, 1996.- 238с. 3. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей [Текст]: учеб. пособие / Л.Ю.Субботиной- Ярославль, 1997 -193с.