Причины трудностей
Нарушения в развитии
Недостаток тонической регуляции
(слабость функций подкорковых структур мозга)
1.Истощаемость
2.Утомляемость
3.Слабый тонус мышц
(трудно удерживать статичную позу, сложности в крупной и мелкой моторике)
4.Зажатость (неловкость или отказ от участия в подвижных играх)
5.Сочетанные движения (например, при письме качает ногой, высовывает язык)
6.Соматическая ослабленность (часто болеющие, склонные к аллергиям)
Незрелость межполушарного взаимодействия
1.Трудности удержания равновесия
2.Проблемы с пересечением срединной линии тела (ребёнку сложно ориентироваться в пространстве «лево-право», «верх-низ» - например, может начинать читать/писать с середины листа, не «замечая», где начало строки)
3.Затруднения в одновременной работе рук (любая работа – нарезка хлеба, вырезание ножницами и т.д., которая требует участия двух рук)
4.Недостаточность в реализации синхронных движений (трудно, например, шагать и одновременно хлопать, общая неловкость)
Недостаточная сформированность пространственных представлений
1.Зеркальное написание букв
2.Потеря строки при чтении и письме
3.Трудности понимания речевых оборотов с предлогами «В», «НА», «ЗА», «ПОД», и др.
4.Трудности в построении связного высказывания (может прочитать и понять текст, либо выложить сериационный ряд картинок – а составить связный рассказ затрудняется)
5.Проблемы словоизменения («морковь» - сок какой? – «морковный», подобные задания вызывают у ребёнка сложность или ошибки)
Недостаточная сформированность плавности моторных переключений и координации
1.Инертность при выполнении движений и действий (не может вовремя «затормозить» движение – добавление лишних элементов/букв на письме, добавление лишних слогов/слов в чтении)
2.Импульсивность (поспешность, торопливость – может проявляться как в недочитывании/недописывании задания, так и в «забегании вперёд», совершении лишних действий) 3.Моторная неловкость (нет координированности в движениях)
4.Нет соединения букв в письме
5.Запинки в чтении
Недостаточность слухового восприятия и слухоречевой памяти
1.Ребенок «не слышит» инструкций
2.Может прочитать текст, но не может его пересказать
3.Пропускает слова и предложения в диктантах
4.Путает звонкие и глухие, шипящие и свистящие на письме (б-п, з-с, ж-ш)
Недостаточная сформированность мотивации (недостаточная зрелость лобной регуляции, т.е. ребёнок не научился учиться, не сформирован интерес к чтению и письму)
1.Нежелание выполнять упражнения
2.Отсутствие интереса к чтению и письму 3.Трудности самоорганизации
4.Недостаток инициативности
Рисунок 1. Пример неправильного хвата
Рисунок 2. Образцы писчего хвата
Чем больше углубляешься в тему постановки руки, тем больше задаёшься вопросом: каким же невероятным объёмом знаний из разных научных областей нужно обладать педагогу, чтобы готовить ребёнка к письму правильно, минуя возможные риски вроде скованности кисти?Рисунок 3. Рисование дерева сверху вниз. Автор: Гордеева Е.В.
Рисунок 4. Нанесение краски. Индивидуальные занятия
Рисунок 5. Создание фона. Индивидуальные занятия
Обучающиеся правополушарному рисованию следуют за тренером, который рисует вместе с ними одновременно, образец картины вначале рисования не предоставляется.
Рисунок 6. Создание образов на фонах учащихся с ОВЗ (РАС)
Рисунок 7. Рисование с помощью пальцев. Открытый мастер-класс
Рисунок 8. Диагностика по рисункам учащихся с ОВЗ (ЗПР)
Рисунок 9. Правополушарное рисование с детьми от 3-х лет