АВТОРСКОЕ ПОСОБИЕ «MAGIC BOX. ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ» КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАДЕЖНЫХ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ОНР)
Мясникова Елена Николаева учитель-логопед МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 18", г. о. Самара
С учетом постоянного увеличения числа детей с тяжелыми нарушениями речи проблема формирования навыка употребления падежных форм существительных занимает важнейшее место в современной логопедии. Этот вопрос является предметом исследования многих ученых, но проблема его изучения остается актуальной. Несмотря на широкое использование дидактических игр в дошкольном воспитании и обучении, не все ее возможности исследованы и не полностью реализуются. Проблема коррекции нарушений падежных окончаний с учетом ведущего вида деятельности дошкольников – игры, остается нерешенной до конца. Эффективным средством формирования навыка употребления падежных форм, так как оно дает возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ, является дидактическая игра. Дидактические игры, применяемые при коррекции речи, делают обучение более занимательным, эмоциональным, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Изучение вопросов теории и практики по данной проблеме позволило адаптировать и использовать их при разработке коррекционно-развивающего методического пособия «Magic Box. Дательный падеж», направленного на формирование навыка употребления формы дательного падежа имен существительных у детей с нарушениями речи посредством использования дидактических игр. Цель: формирование навыка употребления имен существительных в форме дательного падежа единственного числа у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Задачи: · закрепить навык правильного употребления имен существительных в Д.п. ед.ч; · актуализировать словарь по темам «Времена года», «Дикие животные наших лесов», «Животные жарких стран», «Профессии», «Игрушки»; · закрепить знания о геометрических фигурах; · продолжать развивать зрительное внимание, слуховую память, пространственные представления, мышление; · продолжать развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук; Пособие «Magic Box. Дательный падеж» представляет собой интерактивный куб, на внешних гранях которого изображены пейзажи четырех времен года, внутри куба – пять игровых полей. Игровое поле №1. Игровое упражнение «Телефон» Введение в игру, создание игровую ситуации: В далекой жаркой Африке И тигр, и лев живут. А как сказать «Привет» нам им – Они ведь там, мы – тут? Возьмем мы старый телефон, Услышать всех поможет он. Инструкция: «Посмотри, это телефон. С его помощью ты можешь позвонить кому-то из животных. Сними трубку, покрути диск телефона и назови, кому ты звонишь». Ход игры: ребенок рассматривает изображение телефона, «снимает» трубку, крутит диск и называет то животное, которому звонит. Я звоню (кому?) … тигру. Лексический материал: жирафу, тигру, бегемоту, слону, льву. Игровое поле №2. Игровое упражнение «Весёлый почтальон» Введение в игру, создание игровую ситуации: Вот весёлый почтальон – Разносит всюду почту он. Всем, кто очень-очень ждет, В конвертах письма принесёт. Инструкция: «Это веселый почтальон. Он должен доставить открытки разным сказочным персонажам. Давай поможем ему и напомним, кому он их несет». Ход игры: ребенок рассматривает фигурку почтальона, может отклеить ее и взять в руки. Затем достает из большого конверта почтовые открытки, смотрит, кто на ней нарисован и называет, кому она адресована, т.е. кому ее доставит почтальон. Эта открытка (кому?) … гному. Лексический материал: гному, пирату, Красной Шапочке, клоуну, Кеше, Маше. Игровое поле №3. Игровое упражнение «Машины подарки» (с фонариком). Введение в игру, создание игровую ситуации: День рождения у Маши – Поздравления ей наши. Всем подаркам рада очень, Поскорей открыть их хочет. Инструкция: «Это девочка Маша. У нее был День рождения и ей подарили много подарков, видишь, как она им рада. Давай посмотрим, что лежит в коробках с подарками и узнаем, чему так рада Маша». Ход игры: ребенок рассматривает фигурку девочки и коробки с подарками. Подносит поочередно каждый подарок к фонарику, подсвечивает изображение и называет, чему рада Маша. Маша рада (чему?) … кукле. Лексический материал: кукле, роботу, машине, медведю, лошадке, паззлу, пирамидке, мячу, юле. Игровое поле №4. Игровое упражнение «Кто за кустиком сидит?» Введение в игру, создание игровую ситуации: Это кто в кустах сидит И на нас с тобой глядит? Дам тебе подсказку я: Лесные наши здесь друзья. Инструкция: «Это куст и за ним кто-то сидит. Ответь на мой вопрос и узнаешь, кто спрятался за кустиком». Ход игры: ребенок рассматривает куст, слушает вопрос-загадку, затем отвечает и смотрит, кто же сидит за кустиком. Короткий серый хвостик и длинные уши нужны кому?… Зайцу. Пушистый рыжий мех и длинный хвост нужны кому? … Лисе. Иголки на теле нужны кому? … Ежу. Сильные лапы и бурый мех нужны кому? … Медведю. Лексический материал: зайцу, медведю, ежу, лисе. Игровое поле №5. Игровое упражнение «Кому, что нужно для работы?» Введение в игру, создание игровую ситуации: Много есть профессий разных Много всяких нужных дел. Что поможет им в работе Сделать все, что захотел? Инструкция: «Внимательно посмотри и назови, представители каких профессий здесь изображены. А теперь открой коробочку. Доставай по одному предмету и называй, кому нужны эти инструменты». Ход игры: ребенок рассматривает персонажи, произносит название каждой профессии. Затем открывает коробочку, в которой находятся инструменты, необходимые для работы каждому представителю этих профессий. Достает по одному предмету и проговаривает, кому он нужен для работы. Шприц нужен (кому?) … доктору. Лексический материал: доктору, повару, маляру, художнику, пожарному.