Догадкина Ирина Сергеевна педагог дополнительного образования СПб ГБУСОН "ЦСРИДИ Московского района", г. Санкт-Петербург
Рисование является одним из древнейших видов искусства. Каждый человек и, конечно, каждый ребенок является художником. Нужно только помочь ему раскрыть свой творческий потенциал, свой талант, открыть дорогу к новым эмоциям. Основной целью современного дополнительного образования является всестороннее воспитание и развитие ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», частью которой является изобразительное искусство. Одним из популярных видов изобразительного искусства является рисование песком. Рисование песком — это не только необычный вид изобразительного искусства, но и эффективное и очень увлекательное занятие, помогающее развитию ребенка. Игра света и тени привлекает к себе внимание, сыпучесть, мягкость, приятная шершавость песка по истине не только завораживает, но и расслабляет, снимает эмоциональную напряженность. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, насыпные линии, рисование пальцем различных фигур, выравнивание песка на поверхности – все эти движения просты для ребенка. Рисовать песком несложно – невероятно, но горстка песка неожиданно превращается в дерево, салют, ежика, необычный цветок. Рисуя песком, ребенок развивает мелкую моторику рук и координацию движений, которые необходимы и важны для формирования речи, памяти, логического, пространственного, образного мышления, навыков самообслуживания. Ведь, как известно «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» - говорил известный педагог В.А. Сухомлинский. Изображая различные фигуры и отпечатки, рисуя пальчиком линии на стекле, ребенок задействует все нужные для развития точки на руках и пальцах. У рисования таким способом есть и еще одна специфика – психологическая. Рисунок песком нельзя положить в альбом или подарить кому-то, он недолговечен, именно это обстоятельство не дает созидательному мотиву измениться, не переносит ценность процесса на результат. В ходе же обычного рисования ребенок может начать рисовать только на результат, а если что-то не получается, может вообще потерять желание рисовать. Рисование же песком подразумевает свободное рисование, направленное на процесс и именно это есть процесс развития. Рисование песком так же способствует развитию двух полушарий – ведь рисовать можно и нужно сразу двумя руками. Синхронное задействование рук очень полезно для развития двух основных видов восприятия – интеллектуально-логического и эмоционального. Правая рука отвечает за развитие мыслительных процессов, аналитических способностей, концентрации и стимулирует развитие логики, последовательности и объективности. Левая рука развивает в ребенке интуицию, чувства, эмоциональность, образность мышления. При рисовании песком можно использовать вспомогательные материалы: камушки, ракушки, фасоль, различные деревянные палочки и трафареты. Все эти материалы разнообразят рисование, привлекут детей и будут являться толчком к развитию фантазии. Например, с помощью камушков можно нарисовать «песочный круг» - сначала пальчиком ребенок рисует круг или несколько кругов, а потом выкладывает его камнями. Рисование круга и его украшение схоже с рисованием мандалы, считается, что рисование мандалы успокаивает человека, процесс похож на медитацию, что благотворно сказывается на тревожных, агрессивных, гиперактивных детях. Часто детям тяжело нарисовать то, что они хотят, т.к. навыка рисования нет, рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И как следствие, у детей гаснет интерес к рисованию. Поэтому на помощь им приходят трафареты, вспомогательные палочки, грабельки и лопатки, которые облегчают деятельность и дают возможность получить удовольствие от своей работы. Трафареты и вспомогательные материалы помогают раскрыть творческие способности детей, развивают мелкую моторику рук и формируют умение ориентироваться на песочном столе. С помощью них у детей формируются навыки контроля и самоконтроля, они помогают сфокусировать внимание ребенка на форму и величину изображаемого объекта. Лучше всего использовать в работе фигурки разнообразных животных, геометрические фигуры, машины и тд. Трафареты с фигурной вырубкой в виде змеек, улиток, ломанных линий подготавливают руку к письму. Своей нехитрой техникой трафареты и вспомогательные материалы увлекают ребенка, дают возможность поверить в себя и начать рисовать. Техника рисования песком рекомендуется как обычным детям, так и детям с такими особенностями: агрессивность, гиперактивность, тревожность, задержка психического развития, интеллектуальная недостаточность, различного рода психосоматические заболевания, расстройства аутистического спектра, синдром Дауна. Большое внимание в работе с песком направленно на развитие двигательно-моторной координации и развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью очень важно, так как это влияет на развитие мышления, внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственной ориентировки, речи. Все эти зоны у детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью находятся на низком уровне. Развивая мелкую моторику, мы стимулируем различные отделы головного мозга, которые отвечают за моторику рук, координацию движение и за развитие речи. Почему детям необходимо осваивать навыки тонкой моторики? На этот вопрос невозможно ответить одной фразой, так как речь идет о освоении многих навыков, которые: - помогают ребенку исследовать и сравнивать окружающие его предметы, тем самым позволяют ему понимать мир, в котором он живет. - помогают самообслуживанию - помогают ребенку выразить себя через творчество - способствуют повышению самооценки, облегчают общение, учебу в школе Рисование песком особенно полезно гиперактивным детям. Рисуя, ребенок успокаивается, избавляется от лишней энергии. Для таких занятий лучше использовать холодный песок. Для тех, у кого большое психологическое напряжение, для застенчивых и зажатых детей используется теплый песок, так как он оказывает расслабляющее действие. На занятиях используется песок мелкой и крупной фракций, так вот мелкий песок расслабляет. У детей с ДЦП есть сложности с удержанием предметов, необходимых при письме и рисовании. Из-за спастики в руках, кинезов и других нарушений, ребенок не может удержать ручку, карандаш, кисть. Вот тут и приходят на помощь пальчики, кисть, ладонь, при помощи которых ребенок рисует на световом столе. Ребенок не отвлекается на свои особенности, а сосредоточен на творчестве, которое приносит ему удовольствие, что очень важно для его психологического состояния. Рисование песком положительно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень нервно-психического напряжения, способствует возникновению положительных эмоций. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность. Такое рисование позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности, так как в игре с песком максимально реализуются потенциальные возможности детей.