РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ
Кириленко Юлия Сергеевна воспитатель ГБДОУ детский сад № 22 Адмиралтейского района, Санкт-Петербург
Одной из ведущих потребностей старшего дошкольного возраста является творческая активность. Обширное деятельное познание окружающего мира вызывает у детей 5-6 лет желание еще раз как бы «пережить» события, явления, факты, поразившие, удивившие или огорчившие их. Юные художники стремятся поделиться своими впечатлениями о мире с окружающими людьми. Известный педагог В. А.Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве (при правильном руководстве) происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность. Дети живут в этом мире красоты, а не просто переносят на бумагу предметы и явления окружающего мира. В дошкольном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для развития образного мышления и воображения, процессов, которые составляют основу творческой деятельности. А само воображение вообще является одним из психологических новообразований дошкольного периода. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творческости - одна из главных задач дошкольного воспитания, которые мы решаем в своей плановой работе со старшими дошкольниками. И, признавая необходимость обучения, мы отмечаем, как значимый для развития творческих способностей детей призыв Сухомлинского давать простор для детской фантазии. Наша цель - создать условия, способствующие развитию творческих способностей, воображения, фантазии детей 5-6 лет. Для ее достижения мы остановили свой выбор на средствах нетрадиционного рисования - тех окружающих ребенка предметах, которые он, возможно, и не предполагал использовать в художественной деятельности. Помогая развивать замысел, мы каждый раз знакомим юного художника с новым способом его воплощения. И уже теперь в его руке не кисть, а трубочки, сухие листья и веточки, мятая бумага, поролоновые губки, спичечные коробки, ватные палочки, упаковочная пупырчатая бумага и многое другое. Большинства используемых нами в работе нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных приемов, а как итог игрового действия. Для старшего дошкольного возраста могут быть использованы следующие техники: - граттаж; - отпечатки листьев; - оттиск поролоном; - монотипия; - набрызг; - кляксография обычная и с трубочкой; - рисование мятой бумагой; - рисование зубочисткой; - рисование мыльными пузырями. В игре-рисовании нетрадиционными техниками дошкольник всегда успешен, усидчив, смел. Благодаря этой маленькой игре мы помогаем застенчивому ребенку преодолеть свой страх «плохого, неправильного результата», выразить в рисунке свои переживания и чувства, дать ребенку свободу и вселяем уверенность в свои силы и в успех его замысла. На первых занятиях шаг за шагом от простого к более сложному мы знакомим детей с особенностями и возможностями нетрадиционного рисования. В дальнейшем, уже владея разными способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора инструмента своей художественной деятельности. Многие дети не останавливаются на изученном. Дошкольники, развивая свою наблюдательность и любознательность, и в самостоятельной деятельности начинают экспериментировать с предметами, предлагая их как художественный инструмент. Отсюда рождается своеобразие, выразительность и творческая неповторимость детских работ. А оригинальность образа, продукта детской деятельности, - наиболее яркий показатель развития творческого воображения.