РОЛЬ МЕРОПРИЯТИЙ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Устинова Ольга Валерьевна педагог-библиотекарь ГБОУ "Школа № 1363", г. Москва
Современная стратегия начального общего образования должна в полной мере соответствовать Федеральному государственному образовательному стандарту, то есть быть ориентирована на получение учащимися необходимых знаний, а также на развитие личности каждого ребёнка. Данный подход позволяет учащимся, проявляя смекалку и смелость, мыслить нестандартно, без «штампов», и достигать своих целей. Однако развивать интеллектуальный потенциал обучающихся необходимо таким образом, чтобы не только не наносить ущерб предметным знаниям, но и рассматривать их как средство стимулирования креативного, то есть нестандартного мышления. Известно, что творческая деятельность – это необходимое условие гармоничной жизни человека, она укрепляет здоровье личности. Поскольку каждый ребенок по-своему одарён, то рационально организованная система обучения помогает активно развивать его способности. Необходимо отметить, что сочетание различных видов обучения (устное, письменное, тестовое, игровое, изготовление поделок и т.д.), которое можно использовать при проведении мастер-классов, активизирует творческое развитие учащихся. В качестве примера приведём краткий сценарий просветительского библиотечного занятия на тему «Закладка для книг»: 1. История появления книжной закладки. Закладка для книг имеет древнюю историю. Ещё в давние времена, когда люди стали задумываться о своём удобстве и сохранности книг и документов, были придуманы первые закладки – петельки из кожи, пергамента и плотной ткани. Позже, в XIX веке, читающие дамы для этих целей использовали высушенные цветы и тонкие кружевные платочки. Изобретённое в XV веке в Западной Европе книгопечатание сделало книгу более доступной, но она по-прежнему стоила дорого. К ней относились очень бережно, страницы не листались читателями без надобности, поэтому нужна была книжная закладка. Ещё со времён рукописной книги закладка стала выполнять и эстетическую функцию, мастера старались сделать её не только привлекательной, но и подходящей к переплёту книги. 2. Виды закладок. В XV-XVI веках получили распространение закладки-регистры. Внешний вид таких закладок, изготовленных своими руками, был разным: в виде ленточек, узелков из нитей, петель. Закладки самостоятельно раскрашивались или украшались аппликациями. В то время в России популярностью пользовались закладки, представляющие собой конструкцию, изготовленную из нескольких лент, шнуров, тесьмы, прикреплённых к держателям самой разнообразной формы. Назывались они «паварозами». Такой закладкой можно было отмечать несколько страниц сразу. В XVII веке переплётчики начали прикреплять закладку к корешку переплёта. А массовое производство закладок начинается после 1860 года. Появляются шёлковые закладки машинного производства с поздравлениями, пожеланиями, выражением благодарности, словами любви и сочувствия. Позже книжные закладки начали производить из бумаги и картона. С этих пор невысокая цена и красочность сделали бумажные закладки очень популярными. Но научный прогресс не стоял на месте. И в 1890 году немец М.Кинле запатентовал так называемую техническую закладку. Она представляла собой металлическую пластинку с косой прорезью, в которую просовывался уголок необходимой страницы. А в 1896 году швед И.Линдер предложил использовать для закладки прищепку из упругой стали, которой зажимался лист. В начале XX века американец У.Мартин придумал закладку из ткани и бумаги с приклеенными по краям магнитами. В конце XX столетия на закладках начали печатать рекламу и разнообразную нужную информацию: единицы измерения, календари, таблицу умножения, виды городов, памятные даты и др. 3. Мастер-класс по изготовление книжной закладки. Нужно отметить, что, какие бы виды и типы закладок ни придумывались, индивидуальная закладка, выполненная вручную, всегда остаётся популярной. Мастер-класс «Закладка для книг» Необходимые инструменты и материалы: 1. Картон цветной или с рисунком (3,5 см * 12,5 см) 2. Картон белого цвета (3,5 см * 12,5 см) 3. Картон любого цвета (5 см * 5 см) 4. Лента или тесьма (4 см * 16 см) 5. Нитки мулине или ирис (два цвета) 6. Наклейки или картинки 7. Клей 8. Ножницы 9. Фломастеры или цветные карандаши Описание работы 1. Распустить края ленты или тесьмы на 1 см, чтобы получилась бахрома. 2. Намотать нитки на картон размером 5 см * 5 см. 3. Под намотанные нитки продеть другие нитки, сложенные в несколько слоёв. 4. Распределить продетые нитки на три равных части и заплести косичку. 5. Доплести косичку и закрепить конец. 6. Убрать картон, перевязать ниткой полученную кисточку. 7. Разрезать низ кисточки, подровнять нитки ножницами. 8. Приклеить кисточку на ленту. 9. На ленту с кисточкой приклеить с двух сторон полоски картона – белого и цветного, чтобы было видно бахрому. 10. На обратной стороне закладки (белом картоне) можно написать имя и фамилию. 11. Цветной картон украсить наклейками или картинками. 12. Закладка готова! Необходимо отметить, что библиотечные мероприятия, дополненные исторической информацией и творческой работой, расширяют кругозор учащихся и стимулируют процесс более глубокого изучения представленного на занятии материала. Кроме того, сам процесс изготовления закладки развивает фантазию и мелкую моторику, что способствует активизации умственных и творческих способностей обучающихся.