Тимощенко Ольга Владимировна воспитатель ГПД МБОУ СОШ № 5 им. И.П. Волка, г. Курск
Изменения, которые происходят в современном обществе требуют поиска нового содержания образования как опережающего и новых оптимальных способов организации обучения не просто как аналитической, а, что немаловажно как творческой деятельности. В настоящее время задача развития креативности у любого человека независимо от возраста и статуса является уже чем-то вроде социального заказа общества. В современных научных исследованиях творческое мышление связывается с решением проблемы активизации познавательной и исследовательской деятельности обучающихся. Именно поэтому, развитие у обучающихся творческого мышления – это одна из важнейших задач в современной школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех сферах человеческой жизни – стремление к совершенствованию, развитию, тенденция к выражению и проявлению собственного «Я». Отсюда можно сделать вывод, что рассуждать об особенностях творческого мышления обучающихся, о его проблематике наиболее актуально в настоящее время. Поскольку чем жизнь более нешаблонна, тем она интереснее. Способность мыслить нестандартно делает человека остроумным, успешным, находчивым, предприимчивым и удачным. О.К. Тихомиров определяет творческое мышление как один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются целей, мотивации, смыслов и оценок [4]. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением. Таким образом, анализ научных публикаций по исследуемой проблематике показывает, что творческое мышление личности рассматривается в категориях психического развития, исследуется как высшая форма мышления. Важной характеристикой творческого мышления является его созидающая направленность, обусловливающая непрерывный процесс взаиморазвития и взаимодействия преподавателей и обучающихся в поиске и исследовании новых идей, открытий, взглядов. Можно выделить приемы и методы, которые направлены на формирование многообразных идей, развивающие умение принимать неординарные решения, целенаправленно находить оптимальные варианты использования знакомых предметов, предлагая новые объяснения привычным явлениям, способы решения проблем и ситуаций, которых еще не было в реальной действительности: – мозговой штурм (метод генерирования идей), предполагающий свободное обсуждение идей, проблем, предположений о способах решения; – метод Дельфи – поиск новых вариантов, предполагающий выполнение задания по-другому, поиск и выбор из предлагаемой серии альтернатив лучшей, эффективного и оптимального варианта из нескольких вариантов решения; – метод информационной недостаточности, применяемый для повышения активности, поиска недостающих знаний или данных для решения задачи; – метод информационной насыщенности, основанный на включении в исходное условие задачи заведомо излишних сведений; – метод ведения дневника идей, предполагающий, что обучающиеся записывают все возникающие по обсуждаемой проблеме идеи в течение определенного времени, а затем обсуждают подготовленный материал; – метод использования ассоциаций, как способ развития творческого воображения и образной памяти, в результате которого происходит преобразование существующих смыслов, понятий, с целью создания новой ассоциативной связи; – метод синектики, направленный на развитие способности формулировать проблемы, составляющие ее элементы, выделять главную цель, искать аналогии решения задач самого разнообразного характера; – метод использования интеллект – карт, развивающий нестандартность мышления [2]. В современных реалиях в школе помимо методов и приемов необходимо учитывать педагогические условия, которые способствуют развитию нешаблонного, нестандартного творческого мышления. Выделяют две группы психолого-педагогических условий, имеющих возможность влиять и изменять развитие творческого мышления. Первая группа носит название субъективные или личностные условия. В нее входят такие показатели, как умение фантазировать, желание самореализоваться, задатки и способности, творческие черты личности и другое. Также к субъективным условиям относят обязательную мотивацию к творчеству, достижению высоких результатов, к самосовершенствованию. Объективные условия - вторая группа, которая включает реализацию определенного педагогического воздействия в соответствии со следующими задачами: Деятельность и отношение педагога. Главная задача педагога не только научить ребенка какому-либо навыку, но и развить в ученике желание заниматься этим. Для этого педагог должен очень хорошо владеть этим навыком и применять креативные и современные подходы к преподаванию. В коллективе педагог своим поведением и отношением должен создать доброжелательную, позитивную, способствующую проявлению инициативы и развития творчества атмосферу. В любой творческой деятельности педагог должен давать свободу обучающимся в любом вопросе, лишь точечно корректируя идею, чтобы у них не складывалось ощущение, что им не доверяют, их вкус плох или они в целом не способны даже придумать что-то самостоятельное, отвлечённое. Преподаватель должен помогать, а не замещать обучающегося в процессе. Морально-психологический климат в коллективе. Одно из условий полноценного развития творческого мышления является позитивный микроклимат в коллективе. Важно участие всех учеников в творческом процессе, который будет характеризоваться дружеской поддержкой, проявлением инициативы, отсутствием осуждения и боязни совершить ошибку. Ребенок в таком коллективе должен чувствовать себя свободно, творчески настроенным и вдохновленным на новые свершения и достижения. Организация учебного процесса. В процессе творческого развития эффективным условием является совместная творческая деятельность педагога и ученика. Совместная деятельность особенно важна, поскольку обучающиеся еще не имеют достаточного опыта, могут не знать всех тонкостей, однако корректировки учителя смогут помочь не вылезти за рамки допустимого, а также выполнить работу с применением удобных способов. Применимо к организации учебного процесса можно сказать о том, что не стоит ставить рамки для обучающихся. Пусть работает фантазия, проявляется творчество в той, форме, которой оно видится и чувствуется этому человеку. Таким образом, одной из важнейших задач педагогических работников в современных условиях является развитие у обучающихся творческого мышления и интеллектуальных умений для эффективного осуществления профессиональной деятельности. Эту задачу можно успешно решить, если в процессе преподавания учитывать педагогические условия и применять методы и формы обучения, которые направлены на развитие операций мышления и продуктивной учебной деятельности обучающихся. Список литературы 1. Бичева И.Б., Булгачева А.В., Трутанова А.В. Формальный метод выдвижения идеи как метод развития творческого мышления обучающихся в вузе. В сборнике: Инновационные технологии управления сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 139-141. 2. Бичева И.Б., Голубева А.Е., Царева И.А. Активизация познавательной деятельности обучающихся в образовательном процессе вуза // Символ науки. 2015. № 10-1. С. 152-154. 3. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат,1976. 144 с. 4. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 272 с.