Конференции

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЕЙ

Спирова Людмила Николаевна
заместитель директора по учебной работе
МБОУ "Бордонская средняя общеобразовательная школа" с. Сарданга Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия)

«Век живи - век учись». В этой пословице заключена народная мудрость о необходимости непрерывного образования. В полной мере эти слова относятся к педагогической деятельности. Практика показывает, что основной путь, способный существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства педагогов, их компетенции и эрудиции - это четкая на подлинно научной основе организация методической и исследовательской работы в школе.
Тема методической работы "Технологии современного урока как средство повышения успешности учащихся, их здоровья и творческого потенциал, качества знаний и качества образовательного процесса в рамках реализации ФГОС".
Цель методической работы - создание благоприятных условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в определении методов и средств совершенствования урока, как основной формы организации учебного процесса, и внеурочной деятельности, направленных на развитие личности учащихся и формирования их социально-трудовых, коммуникативных и учебно-познавательных компетенций.
Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников, является методическое объединение. Это коллективный орган школы, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала. Основной задачей работы методических объединений являлось оказание помощи учителям в совершенствовании педагогического мастерства. Каждое методическое объединение имеет свой план работы, в соответствии с темой и целью методической работы школы. Вопросы, рассматриваемые на МО, имеют непосредственное отношение к повышению мастерства педагогов и направлены на совершенствование образовательного процесса в соответствии с новыми образовательными стандартами.
У каждого учителя определена индивидуальная тема по самообразованию, которая анализируется через участие педагогов в работе МО, педсоветов, семинаров, творческих отчетах. На базе школы постоянно проводятся улусные семинары, в которых Одним из традиционных видов работы МО являются предметные недели, которые позволяют как учащимся, так и учителям раскрыть свой творческий потенциал. В программу мероприятий декад входят: предметные олимпиады, конкурсы, выставки газет, рисунков, поделок, открытые мероприятия по предметам. При проведении предметных недель использовались разнообразные формы работы с обучающимися: олимпиады, творческие конкурсы сочинений, сказок, поделок, кроссвордов, ребусов; игры – КВНы, диспуты, викторины, выставки.
Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик, приемов и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у школьников навыков творческой проектной, исследовательской деятельности, общеучебных навыков, умению учащихся организовать собственную деятельность на уроке, сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды.
Среди учителей, уделяющих много внимания привитию практических навыков и использованию их в жизни, обучению умения рассуждать логически мыслить, анализировать и делать выводы, можно назвать учителя начальных классов Ульяну Титовну Яковлеву, выпускники которой всегда демонстрируют высокие показатели знаний и навыков. Многолетний упорный труд, заинтересованность в работе и ориентация на успех заслуживают высшей оценки благодарных учеников, родителей и коллег.
Учитель русского языка и литературы Светлана Алексеевна умело применяет дифференцированный подход к учащимся, использует оптимальное сочетание методов, форм и средств обучения для обеспечения устойчивых положительных результатов в учебно-воспитательном процессе. Она практикует нестандартные подходы в процессе изучения русскому языку и литературы, позволяющие активизировать деятельность воспитанников, развивать их инициативу и создавать развивающую речевую среду.
Тихонова Мария Иннокентьевна много лет руководила методическим объединением. Ее уроки отличаются результативностью, способствуют формированию математической грамотности учащихся, знаний, умений и навыков для сдачи ОГЭ и ЕГЭ, нравственному воспитанию учащихся.
Можно и дальше продолжить список учителей школы, которые умело используют современные технологии, новейшие достижения науки, обладают творческим подходом в решении педагогических проблем, имеют широкую эрудицию, Учителей, уроки которых ждут ученики.
У учеников таких учителей проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В школе ведётся работа в данном направлении. Не новой, но востребованной формой работы с одарёнными детьми школьного возраста является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Ряд лет для обучающихся начальных классов в улусном масштабе организовывалась НПК «Первые шаги». Учителя начальных классов Петрова В.А., Яковлева У.Т., Алексеева М.М. подготовили многих победителей и призеров данной НПК. Учащиеся Яковлевой У.Т. – «Неживая природа», Петровой В.А. – «Гуманитарные науки», Алексеевой М.М. – «Информационные технологии», «Сельское хозяйство». В последние годы учащиеся нашей школы показывают хорошие результаты на улусных и республиканских этапах конкурса исследовательских проектов «Я – исследователь». Так, ученик 4 класса Гуринов Мирослав (рук. Яковлева У.Т.) стал лауреатом республиканского этапа с докладом «О вреде пальчиковой батарейки». Работа победителя республиканского конкурса «Юный сельский труженик» Черепанова Тимура (рук. Алексеева М.М.) опубликована в республиканском журнале «Байанай».
В старших классах учащиеся нашей школы каждый год участвуют в НПК «Шаг в будущее». Выбирают самые различные секции: «Филология», «Сельское хозяйство», «Биологические науки», «Медицина и ЗОЖ», «Исторические науки и музееведение», «Культурология», «Информационные науки». Систематическую и планомерную результативность показывают учащиеся Федотовой С.А, Молдагуловой З.В., Семеновой М.А., Яковлевой У.Т., Алексеевой М.М. и других. Победителями и призерами улусного этапа становились Гуринов Мирослав, Билалов Платон, Алексеев Григорий, Данилов Павел, Михайлова Лариана, Яковлев Сергей и другие. Черепанов Тимур, ученик 6 класса, с докладом «Аптечка под ногами» (секция «Ботанические науки») стал призером республиканского этапа (рук. Семенова М.А.). Самым большим успехом для нашей школы является доклад учащейся 11 класса Анисимовой Людмилы «Концепт огня/ уот в пословицах и поговорках русского, якутского и английского языков». Людмила под руководством учителя русского языка и литературы Ивановой Алисы Прокопьевны два года занималась изучением данной темы и в 11 классе, победив на республиканском этапе, стала лауреатом всероссийского этапа НПК «Шаг в будущее».
Как учащиеся агропрофилированной школы регулярно участвуют в НПК «Чугуновские чтения», «Кочневские чтения», «Коколовские чтения», интернет-конкурса портала «Пора роста», «Юный сельский труженик», и других. Черепанов Тимур, будучи учеником 5 класса, стал абсолютным победителем улусной НПК «Уол о5о – норуот кэскилэ» и призером региональной НПК (рук. Алексеева М.М.).
Современная школа в настоящее время находится в процессе перехода на новые образовательные стандарты. Каждое образовательное учреждение подводит итоги, ставит цели, составляет дорожные карты. С какими достижениями мы заканчиваем этот период?
C 2009 года наше образовательное учреждение работает по агротехнологическому направлению. В апреле 2011 года школа стала Лауреатом X Международного конкурса имени А.С. Макаренко, учрежденном московским журналом «Народное образование» и поддерживаемым Министерством образования и науки России, в г. Чебаркуль. В октябре 2016 года опыт работы Бордонской СОШ был распространен на семинаре в г.Липецке, проведен мастер-класс "Школа бизнеса как фактор саморазвития обучающегося агропрофилированной школы" на региональном семинаре Липецкой области. В 2018, 2020 годах школа стала лауреатом Всероссийского конкурса "Лучшая сельская школа", в 2019 г. введена в национальный реестр "Ведущие образовательные учреждения России", в 2020 г. Бордонская СОШ вошла в число "Лучших предприятий России" по Всероссийскому рейтингу качества товаров и услуг "Знак качества".
В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы, именно педагоги должны быть в центре перемен в образовании. Ведь именно нам выпускать в жизнь тех, кто будет жить и работать в новых услoвиях. Поэтому учитель просто обязан непрерывно учиться сам и постоянно искать: новое содержание, новые методы, новое знание об учащихся.
Библиографический список:
1.Белая К.Ю. Методическая работа в ОУ: Анализ, планирование, формыи методы / К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.
2. Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации /К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с.
3. Белоусова Н.Ф. Организация методической работы в условиях модернизации образования / Н.Ф. Белоусова. // Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Сб. науч.-метод. материалов / Подред. С.Г. Молчанова. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование, 2004. – С.119-123.
4. Боякова Е.В Инновационный вектор профессионального роста / Е.В. Боякова, М.Ю Парамонова. // Управление ДОУ. – 2014. - No7.
2022-11-03 13:50 Октябрь 2022