МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Данилова Елена Викторовна учитель начальных классов МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 27 г. Йошкар-Олы"
Развивающее образование предполагает наличие групповой работы учащихся. Групповая технология обучения - это технология обучения в совместной деятельности. Она является составной частью личностно-ориентированного подхода, концепции развивающего обучения в начальной школе. Концепцией групповой работы является концепция сотрудничества – как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Технология группового обучения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач: формирование у учащихся таких качеств, как сотрудничество, умение работать в команде, коммуникативные навыки, способность принимать собственные решения. Технология групповой работы включает в себя ряд этапов. Начинать здесь следует с обучения школьников приемам непосредственного взаимодействия друг с другом при фронтальной работе. Следующим этапом является обучение младших школьников деловому взаимоотношению. При этом, учебное сотрудничество рассматривается не как цель, а как средство обучения. На этом этапе введения групповой технологии необходимо учитывать оптимальное сочетание групповых форм обучения с фронтальными и индивидуальными. Невозможно строить процесс обучения лишь на основе групповой технологии, да и это не всегда эффективно. В ходе овладения учащимися навыками групповой работы необходимо усложнять содержание материала, над которым работают группы. Постепенно от заданий репродуктивного характера группы переходят к работе, требующей преобразующей и поисковой деятельности. Наиболее эффективна групповая работа тогда, когда учебный материал соединяет известное ученикам с неизвестным. Это побуждает детей к взаимодействию друг с другом, обращению за помощью, совместное обсуждение возникшей догадки Особенностью групповых технологий является то, что результат, полученный учащимися, является коллективным продуктом их самостоятельной деятельности. Поэтому оцениваться должна, прежде всего, деятельность всей группы в целом. При групповых методах работы действуют следующие принципы: -взаимного обогащения; -обмена информацией; -активности (исчезает анонимность деятельности); -использования личного опыта; -взаимопомощи, взаимоподдержки и взаимопонимания; -ответственности и долга; -общего анализа деятельности. При групповой работе действуют также воспитательные задачи: -умение слушать и слышать; -правильно воспринимать обучающую задачу; -умение правильно относиться к своей работе и коллективной; -умение правильно оценивать деятельность свою и своих товарищей; -умение подчиняться правилам поведения в группе; -преодолевать трудности, конфликты; -это мощный фактор психического развития учащихся; -общение и совместная деятельность позволяют укреплять друг в друге самостоятельности, независимости; -практикуются контроль и оценка ситуации. Плюсы группового обучения: -психологический комфорт в общении; -воспитательное значение; -создание творческого характера мышления в работе; -возможность решить любую ситуацию самостоятельно либо при обращении к товарищам; -возможность добывать знания самостоятельно; -момент игры; -возможность открыто помогать друг другу; -учитель не доминирует, а сотрудничает или координирует деятельность учащихся; -отсутствуют дисциплинарные нарушения; -учащиеся свободно анализируют свои ошибки, осознают границы своего незнания. Использование на уроках групповой работы убедили меня в том, что: -возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; -меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность; -сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; -растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; -учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей. Результатами моей работы по данной технологиям считаю: - готовность ребёнка к взаимодействию с окружающим миром; - способность использовать средства речи для получения и передачи информации; - умение участвовать в диалоге; - способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности; - способность переводить практическую задачу в учебную; - способность решать учебную задачу творчески.