РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ВНУТРИ УЧРЕЖДЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА
Гнатюк Светлана Александровна методист МБДОУ "Детский сад № 1" г. о. Самара
Актуальность: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предъявляет высокие требования к дошкольному образованию, в том числе и к профессионализму воспитателей, работающими с детьми дошкольного возраста. Поэтому система повышения квалификации воспитателей ДОУ на сегодня, как никогда является востребованной. Как организовать работу по повышению профессиональной компетентности педагогов решается в каждом дошкольном образовательном учреждении в зависимости от педагогического состава ДОУ. В своем образовательном учреждении мы столкнулись с рядом проблем: - в учреждение не приходят работать молодые специалисты дошкольного образования педагогических ВУЗов и колледжей; - значительный рост числа педагогов, не имеющих специального (дошкольного) образования (в учреждении большинство педагогов с переподготовкой); - недостаточная активность педагогов, отсутствие заинтересованности. И как показывает опыт, далеко не все воспитатели в полной мере реализуют творческий потенциал своей профессии, а воспитательно-образовательный процесс зачастую превращается в воспроизведение заученных методов и приемов без учета индивидуальных способностей ребенка. Система работы: Организуя работу методического объединения ДОУ мы преследовали цель: повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом. Задачи методического объединения: 1. Повысить уровень квалификации педагогических работников в части владения современными образовательными технологиями; 2. Способствовать распространению эффективного педагогического опыта через участие в различных формах методической работы; 3. Поддерживать инновационный поиск воспитателей, развивать культуру самоанализа и анализа собственной деятельности. Методическое объединение работает в нашем учреждении на протяжении уже 4 лет и представляет собой комплекс мероприятий, базирующихся на достижениях науки и передового педагогического опыта. Основной принцип работы методического объединения – добровольность и желание саморазвиваться. На педагогическом совете было утверждено положение о методическом объединении ДОУ и организована группа из заинтересованных педагогов, желающих изучать предложенную тему. В группу вошли воспитатели и узкие специалисты учреждения. С ними были оговорены проблемные вопросы, которые они хотели бы изучить в течение года и периодичность заседаний методического объединения. Был составлен план работы МО. Структура работы: В течение года проводятся пять заседаний методического объединения педагогов. На первом, установочном заседании, обсуждается план работы на учебный год, и педагоги знакомятся с нормативными документами и теоретическим аспектом вопроса. Три последующих (тематических), рабочих заседаниях, проводится практический показ деятельности с последующим обсуждением, рассматриваются проблемные вопросы, разрабатываются практические материалы и рекомендации, дается домашнее задание для педагогов. На каждом последующем заседании рассматривается домашнее задание и обсуждаются новые вопросы. На заключительном (итоговом) заседании анализируется работа методического объединения за год, представляется продукт совместной деятельности и обсуждаются основные направления работы на следующий учебный год. В первые годы работы методического объединения наблюдалась пассивность, отсутствие заинтересованности, недостаточная активность педагогов в работе методических объединений. Стремление преодолеть эту тенденцию подтолкнуло к поиску новых активных форм и методов работы с педагогами, способствующих развитию творчества и профессионального мастерства. Традиционные формы работы, в которых главное место отводится докладам, утратили свое значение из-за малой эффективности, недостаточной обратной связи. Практика показала, что конечный результат любого методических мероприятий будет высоким, если при его подготовке и проведении используются разнообразные методы включения каждого педагога в активную работу. Наряду с традиционными, мы используем и активные формы работы такие, как: методический ринг; аукцион мастер-классов; круглый стол; деловая игра; бенчмаркинг (изучение и анализ успешного опыта других ДОУ); воркшоп (групповое мероприятие с активным участием каждого); печа-куча (выступление каждого с коротким докладом); ярмарки педагогического мастерства. Такие формы проведения заседаний методического объединения обеспечивают психологический комфорт педагогов, учитывают индивидуальные и личностные качества участников, их профессиональный уровень, ораторские навыки. Результаты. В качестве признаков успешной работы методического объединения ДОУ можно выделить следующие показатели: - педагоги демонстрируют достаточно открытое и искреннее поведение во время публичного выступления; - мотивационная среда педагогов учреждения характеризуется стремлением совершенствовать формы и методы работы, направленность на повышение своего профессионального уровня; - повысились показатели творческого потенциала и креативности педагогов. Кроме того, среди педагогов учреждения наблюдается высокая мотивационная готовность к повышению квалификации. Достижения:наши педагоги и дети активно принимают участия в мероприятиях различного уровня и достигают определенных высот. Таким образом, проделанная работа позволяет сделать вывод, что методическое объединение ДОУ – это школа повышения профессионального мастерства педагогических кадров, информационное пространство для обмена педагогическим опытом. Рекомендации, разработанные по итогам деятельности методических объединений, помогают повысить качество воспитательно-образовательного процесса, улучшить работу с родителями. Перспектива: - дальнейшее развитие и эффективное использование педагогического потенциала учреждения; - пополнения банка идей и инноваций; - повышение уровня личностно-профессиональной готовности педагогов к использованию эффективных развивающих технологий, в воспитании и обучении дошкольников. Литература. 1. Белая К.Ю. Методическая работа с ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. М., 2010 г. 2. Волобуева М.В. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М, 2008 г. 3. Денякина А.М. Новые подходы к управленческой деятельности дошкольного образовательного учреждения. М., 1997 г. 4. Кочетова Н.А. Справочник старшего воспитателя. Волгоград, 2015 г. 5. Рожина Т.В. Организация методического объединения воспитателей. //Методист, 2015 г.