РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Ямалова Ольга Викторовна учитель начальных классов МАОУ "ОЦ № 5 г. Челябинска"
В условиях социально-экономической модернизации обществу нужен человек функционально грамотный, умеющий работать на результат и способный на определенные социально значимые достижения. Все эти качества формируются в школе. Грамотность - это базовая учебная компетенция, которая позволяет человеку постоянно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры и тем самым расширять свой внутренний мир. Функциональная грамотность - это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Чтобы успешно учиться, ребенок должен уметь работать с информацией: находить ее, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, синтезировать и - что очень важно - переносить ее на свой собственный опыт. Этот навык формируется по всем предметам, а не только по русскому языку и литературному чтению. Важно понимать информацию и то, для чего она будет использоваться в будущем в рамках каждого из школьных предметов: математика, окружающий мир и т.д.[1]. Существует несколько основных типов функциональной грамотности: 1) коммуникативная грамотность, которая предполагает беглость во всех видах речевой деятельности; способность адекватно понимать устную и письменную речь других людей; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи; а также информационная грамотность, которая сочетает в себе признаки устной и письменной форм речи; 2) информационная грамотность - это умение искать информацию в учебниках и справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и CD-ROMов образовательного содержания, а также из различных других источников, обрабатывать и систематизировать информацию и представлять ее в различных формах; 3) деятельностная грамотность - это проявление организационных навыков, т.е. умение ставить и устно формулировать цель деятельности, планировать ее и, при необходимости, изменять, устно обосновывая эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и т.д.[3]. Отличительные особенности учащегося с развитыми навыками функциональной грамотности - успешно решает разнообразные повседневные проблемы; - умеет общаться и находить решения в различных социальных ситуациях; - использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникации; - устанавливает междисциплинарные связи, когда один и тот же факт или явление рассматривается и оценивается с разных точек зрения [2]. Способность оценивать ситуации и использовать приобретенные знания на практике не развивается за один урок; процесс развития функциональной грамотности логически интегрирован в учебную программу на протяжении нескольких лет. В школе появляется все больше типов заданий для развития функциональной грамотности на начальном и продвинутом уровнях. Они должны быть равномерно распределены в учебном процессе в течение года. Его основными характеристиками являются: - связь с реальными жизненными ситуациями, в которых дети могут представить себя; - соответствие возрасту учеников; - согласованность и взаимосвязанность знаний и факторов [2]. Для развития функциональной грамотности у младших школьников важно, чтобы задания соответствовали их практическому опыту. Тема, близкая сердцу детей, вызывает у них интерес и вдохновляет на поиск новых знаний. Вместо землекопов и токарей лучше выбрать для композиционных заданий героев мультфильмов и любимые компьютерные игры. Процесс формирования и развития функциональной грамотности через предметы начальной школы, основанный на знаниях, умениях и навыках по предмету, осуществляется на основе формирования мыслительных навыков [1]. На начальном уровне основной задачей является развитие мыслительных способностей каждого ребенка с использованием логических приемов, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание и ограничение. Формированию функциональной грамотности в начальных классах помогут задания, соответствующие уровню логических приемов. Ниже представлены примеры компонентов функциональной грамотности. Основным навыком функциональной грамотности учеников начальной школы является чтение. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать их, изучать их для решения жизненных проблем. Информация, которую читатель получает из текста, должна улучшить его знания и возможности в жизни. Этапы работы с текстом в начальной школе: 1 класс. Учитель учит детей читать и понимать смысл текста. 2 класс. Учитель учит детей работать с текстом: пересказывать его, делить на части, составлять план, находить опорные слова, определять персонажей, характеризовать их личности и поступки. 3-4 классы. Учитель учит детей искать информацию, давать собственную оценку прочитанному, определять главную и второстепенную мысль текста, сравнивать свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием. В 1 классе для формирования смыслового чтения можно предложить задания на уровне слова: 1. Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТАРАКДОМ РЯБИНА 2. Прочитай слова без лишнего слога: кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д. Также можно предложить прочитать слова, которые составлены из первых слогов (соловей, барабан, карамель); добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось слово (грд, млк, мрз, млтк – в данном примере вставляем букву О); сложить слово из перепутанных букв (касоаб – собака). 3. В послебукварный период обучения чтению детям можно предложить следующее задание: прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы: DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНD QОWЧIJЬZЮSGГRОLDРSFИWТJQ (Весь день спит, а ночью горит. Фонарь) Начиная со второго класса задание усложняется: 1. Даются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Сначала эти слова представляются визуально, а затем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Найдя их, ребенок может подчеркнуть или обвести их кружком. Это упражнение развивает способность улавливать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. Это также развивает вербальную память. Это упражнение особенно полезно, если ребенку постоянно предлагают разные слова в одном и том же тексте и просят делать это в максимально быстром темпе. 2. Можно использовать технику конкуренции. Сталкиваясь с этими заданиями, ребенок постепенно переходит от простого разглядывания текста к осмысленному чтению, с элементами запоминания некоторых слов. 3. Прием «Тексты с "хвостами"» - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу. Примером может послужить рассказ Л.Н. Толстого «Жучка»: Несла Жучка Глядь, в воде Пришло Жучке на ум, Она и пусти свою кость, Ту не взяла, её тень. что в воде не тень, а Жучка и кость. кость через мост. а своя ко дну пошла. чтобы ту взять. 4. Приём «Чтение по частям». Для этого приема предлагается использовать повествовательный текст. Сначала обучающимся по названию текста и по иллюстрации (при ее наличии) предлагается определить, о чём пойдёт речь в произведении. Затем текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента обучающиеся высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данный прием способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными. 5. Для формирования навыка способность извлекать необходимую информацию из книг можно предложить такое задание: Определи по обложкам справочные книги, из которых можно узнать много интересных фактов об окружающем мире. 6. «Реклама книги» Представьте книгу так, чтобы ее захотелось купить и прочитать. Эту работу можно провести иным образом. Предложить ребятам сделать закладку для книги, на которой нарисовать иллюстрацию из этой книги и написать несколько предложений, рекламирующих данное произведение. 7. Прием «Создание диафильма» На уроках литературного чтения используются иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. Также учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию. Хорошо проходит данный вид работы в группах. 8. Приём «Драматизация» предполагает изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, которого нужно отгадать детям. 9. Приём «Крестики-нолики». Этот прием предполагает два вида работы: 1) работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак. Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков. 2) У каждого ребенка на парте лежит таблица с номерами утверждений. Учитель читает верные и неверные утверждения к тексту. Если обучающийся согласен, он ставит в таблице «х», если не согласен – «0». 10. Приём «Ромашка вопросов». Класс можно разделить на шесть групп. Вопросы к тексту записываются на лепестках ромашки. Выделяется шесть типов вопросов: 1 лепесток - простые вопросы. Отвечая на них, нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию. 2 лепесток - объясняющие вопросы. Обычно объясняющие вопросы начинаются со слов: «Почему». 3 лепесток - уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов «Верно ли, что…», «Если я правильно понял, то.».. 4 лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?» 5 лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. 6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Чтобы бы изменилось, если бы…», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?». Русский язык - самый важный предмет в школе, потому что именно на уроках русского языка формируется самый важный и базовый навык - умение работать с текстом. Этот навык необходим для изучения всех остальных предметов в школе. Приведенные ниже упражнения можно использовать на уроках русского языка для развития функциональной грамотности: 1. Запиши слова, которые нужно писать с заглавной буквы, даже если они находятся в середине предложения. 2. Напишите родственные слова к слову – лес. 3. Найди слово с суффиксом –ик: столик, перчик, ослик, барабанчик. 4. Найдите значение слова: квашёнка. Главной задачей уроков математики является развитие словесно логического мышления. Математика - это теоретическая наука, в которой естественным способом изложения является способ восхождения от абстрактного к конкретному. Математический стиль мышления характеризуется следующими особенностями: -умением рассуждать, -стремлением находить кратчайший путь решения задачи. Учебный предмет «Математика» предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; практическое умение ориентироваться во времени, и, конечно же, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. В связи с этим давайте все запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у учащихся в процессе изучения математики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. «ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ» Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей: 1. Работа над решенной задачей. 2. Решение задач различными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем. 3. Правильно организованный способ анализа задачи – от вопроса или от данных к вопросу. 4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать «картинку»). Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка. 5. Самостоятельное составление задач учащимися. 6. Решение задач с недостающими данными. 7. Изменение вопроса задачи. 8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи. 9. Объяснение готового решения задачи. 10. Использование приема сравнения задач и их решений. 11. Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного. 12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием. 13. Закончить решение задачи. 14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче). 15. Составление аналогичной задачи с измененными данными. 16. Решение обратных задач. Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. Практика школы показывает, что порой работа с текстом на уроках курса «Окружающий мир» сводится к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала, знакомого ученикам. Это вызывает снижение интереса к изучению предмета. Поэтому на уроках особое внимание должно уделяться умениям смыслового чтения и работе с текстом: - понимать цель чтения и осмысливать прочитанное; - находить факты, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы; - читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); - отделять новое от известного; - выделять главное. Для успешного формирования функциональной грамотности школьников необходимо соблюдать следующие условия: - использование групповых форм; - деятельностный характер обучения; - использование «учебных ситуаций»; - использование информационных и коммуникационных технологий; - дифференцированное обучение. Начальная школа является ключом к развитию и укреплению функциональной грамотности. Именно в начальной школе происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму, чтению, решению логических задач. Дополнительное образование играет важную роль в формировании функциональной грамотности в начальной школе. Клубы развивают креативность, творческое мышление, навыки работы с компьютером и чтения. Правильная синхронизация работы учителей и связи между предметами помогут быстро развить необходимые навыки. В заключении отметим, что высокий уровень функциональной грамотности свидетельствует о социокультурных достижениях в обществе; низкий уровень говорит о том, что у человека могут быть проблемы в общении с обществом, что может привести к: низкой социальной адаптивности; неумению строить свои отношения в семье и в трудовом коллективе; незнанию своих прав и обязанностей. Поэтому очень важной задачей школы является подготовка всех учеников к жизни путем формирования мобильной личности, способной при необходимости быстро менять профессию и осваивать новые социальные роли и функции. Библиографический список 1. Ермоленко В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2015. №1. 2. Пичугин С.С., Громова Л.А., Самкова В.А., Красноперова В.Ф. Формирование функциональной грамотности в начальной школе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2021. №3 (75). 3. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова [и др.]; под ред. Н. Ф. Виноградовой. — Москва: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. — 288 с.