Никифорова Светлана Леонидовна учитель начальных классов МБОУ "СОШ № 7 им. О. Беспалова" г. Чебоксары
«Способы повышения мотивации к учебной деятельности» Основными условиями для достижения успеха в любой сфере деятельности человека являются: мотивация, заинтересованность, результат. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы. Ее значимость связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Мотив - направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней (т. е., то ради чего учится школьник, что побуждает его к учению). Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебно-познавательная мотивация младших школьников - это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация хочу учиться хорошо, надо, чтобы каждый говорил себе: Я смогу! Я добьюсь! Формирование мотивации – это не перекладывание учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов. В начальном звене ученик слабо понимает, для чего он учится - чаще всего для родителей, учителя, ради оценки. Это создаёт трудности в научении осознанного овладения знаниями. Но, с другой стороны, остаётся мощный стимул – оценка. К окончанию начальной школы необходимо сформировать хотя бы в первом приближении учебно-познавательный мотив – интерес не только к новым знаниям, но к способам добывания новых знаний. Средний школьный возраст характеризуется как этап овладения самостоятельными формами работы, время интеллектуальной, познавательной активности, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной мотивацией. Учебная мотивация школьников среднего школьного возраста направлена не только на получение новых сведений, знаний, но и на поиск общих закономерностей, а главное на освоение способов самостоятельного добывания знаний. Такой путь развития познавательной активности возможен лишь в том случае, если интерес к учению становится смыслообразующим в жизни. Благоприятными условиями перехода в среднее звено становится потребность во взрослости, общая активность, стремление осознать себя как личность, потребность в самовыражении, стремление к самостоятельности, самоутверждению. В тоже время существуют и негативные стороны данного возраста – незрелость оценок себя и окружающих, конфликтность, внешнее безразличие к мнению учителя, отсутствие понимания связи учебных предметов с возможностями их использования в будущем. Ребёнок часто оказывается в ситуации выбора между позицией “хорошего ученика” и позицией “хорошего товарища”. В начальной школе самооценка учителем формировалась на основе результатов учёбы, в среднем и старшем звене учитываются неучебные характеристики, качества, проявляющиеся в общении. Возрастает недовольство собой, возникает негативная самооценка, она распространяется и на учебную деятельность. Возникает потребность в положительной активности со стороны взрослых. Хорошо, если рядом окажется педагог, способный увидеть проблемы общения со сверстниками глазами подростка и при необходимости помочь. Резервами становления мотивации в среднем школьном возрасте является интерес к совместным коллективным формам работы, интерес к использованию результатов работы в социально-значимых видах деятельности (труд). Для мотивации учебной деятельности в старшем возрасте необходимо обратить внимание на предстоящий выбор профессиональной деятельности учащихся, подготовку к ней, достижение компетентности, выбор социальной роли учащегося, позицию будущего гражданина. Главная мотивация старшего возраста – овладеть приемами учения и самообразования. Задачи формирования мотивации определяются резервами в каждом возрасте, т. е. зоной ближайшего развития. Эти резервы не развиваются сами по себе, а мобилизуются только в ходе включения школьников в активные виды деятельности и социальных взаимоотношений. Урок обладает большими мотивационными возможностями, которые реализуются через его компоненты: содержание учебного компонента, методы и средства обучения, организационные формы и стиль взаимодействия учителя и учащегося. При подготовке к уроку необходимо учитывать мотивационное обеспечение урока. Постоянно стимулировать и мотивировать положительного отношения к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда, создавать ситуации успеха, стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками, способствовать развитию как “сильных”, так и “слабых” учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию. Большую роль в создании мотивации играют цели урока. Цель должна указывать на её достижение. У учителя должны быть способы и приемы проверить достигнута ли цель урока, необходимо обеспечивать понимание и принятие цели учащимися как собственную, значимую для себя, для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления. Цель должна соизмеряться с возможностями учащихся. Одним из стимулов мотивации является оценка. Оценка мотивирует, но не всегда. Оценка мотивирует тогда, когда ученик уверен в её объективности, воспринимает её как полезную для себя, знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей, когда уверен, что ему окажут в этом достижении помощь, уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия - места, где это можно реализовать. Для поддержания мотивации учения необходимы положительные эмоции: - связанные со школой в целом, пребыванием в ней; - обусловленные отношениями с учителями, другими учащимися; - связанные с осознанием учеником своих больших возможностей и способностей; - положительные эмоции от получения новых знаний (любознательность, любопытство); - от самостоятельного добывания знаний, от овладения новых способов добывания знаний. Все выше названные эмоции образуют атмосферу эмоционального комфорта. Эмоции с отрицательной модальностью: неудовлетворенность, чувство не преодоления трудностей; обида, страх перед учителем, необъективное отношение учителя к ученику, долгое переживание несправедливости; перегрузки, эмоциональная напряженность. Отрицательные эмоции должны включаться в процесс учения и сменяться положительными, иначе возможен переход в стресс и невроз. Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у школьника интерес к предмету. Существует широкий спектр способов и приёмов развития такого интереса. Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношения учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.