Гулиева Арзу Оруджали методист по научно-просветительской деятельности 2 категории МАУ «Краеведческий музей» город Покачи
Проблемы специального образования в сегодняшнем обществе являются актуальным. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, ежегодно растет. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. В результате коррекционно-развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта. Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога. Педагогическую технологию отмечают два принципиальных момента: Первый: технология – это гарантированность конечного результата; технология – это проект будущего учебного процесса. Второй: педагогическая технология – это набор технологических процедур, обеспечивающих профессиональную деятельность педагога и гарантированность конечного планируемого результата. Таким образом, педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Основными классификационными характеристиками технологии индивидуализации обучения являются: · Применима на всех уровнях обучения; · Основана на гуманистической философии; · Направлена на ассоциативно-рефлекторную концепцию усвоения учебного материала; · Имеет обучающий, светский, гуманитарный, общеобразовательный, личностно-ориентированный и дидактоцентрический проникающий характер содержания; Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках: 1.Технология разноуровневого обучения; 2.Коррекционно - развивающие технологии; 3.Технология проблемного обучения; 4.Метод проектов; 5.Игровые технологии; 6.Информационно-коммуникационные технологии; 7.Нравственная технология; 8.Здоровьесберегающие технологии. В заключении хочется отметить, что образовательные технологии позволяют повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.