ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ОУ
Шаповалова Марина Сергеевна советник директора по воспитательной работе Шумагина Татьяна Михайловна учитель начальных классов МБОУ "Начальная школа-детский сад № 44" г. Белгорода
Во все времена родители стремятся дать детям «достойное образование», и для этого недостаточно просто хороших знаний в рамках Госстандарта. Школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранное развитие личности происходит во взаимодействии с дополнительным образованием. Школьное образование все дети получают примерно в одинаковом объеме, определяемом государственным образовательным стандартом. Дополнительное образование многообразно, разнонаправлено, вариативно. Здесь есть возможность выбора того, что близко природе ребёнка, что отвечает его потребностям, удовлетворяет интересы, организует свободное время. Дополнительное образование помогает раннему самоопределению, дает возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. Программы дополнительного образования в школе компенсируют, корректируют и расширяют рамки базового образования, обеспечивая детям доступ к тем культурным ценностям, которые, с одной стороны, не представлены в школьных программах, а с другой стороны - дают возможность приобрести конкретный практический опыт. Совсем недавно это направление деятельности называлось “внешкольная (внеурочная) работа”. Сегодня - это дополнительное образование, которое выходит далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий. В современной школе основное и дополнительное образование равноправны, взаимодополняющие друг друга компоненты, создающие единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного роста ребенка. В этих условиях школа преодолевает интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создаёт основу для успешной адаптации детей в обществе. Используя накопленный опыт педагогов дополнительного образования, исходя из диагностики интересов обучающихся и запросов их родителей, в школе определены следующие направления внеурочной деятельности: · художественно-эстетическое · физкультурно-спортивное · научно-техническое · общекультурное Кружок «КВН» художественно-эстетического направления, здесь дети постигают основы актёрского мастерства, приобретают навыки публичного выступления. Актуальность данного направления обусловлена потребностью в развитии нравственных, эстетических качеств личности ребёнка. Именно средствами театральной деятельности – думает руководитель кружка – возможно формирование социально-активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства. На занятиях дети знакомятся с элементами сценической грамоты, совершенствуют художественный вкус, развивают творческие способности, речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость. В качестве результата работы планируются театральные постановки перед сверстниками и дошкольниками. Физкультурно-спортивное направление – это секция «Подвижные игры». Человек — высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым. Занятия направлены на сохранение и укрепление здоровья учащихся младших классов, а также воспитание потребности в здоровом образе жизни, так как только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. На занятиях дети узнают игры бабушек и дедушек, знакомятся с новыми современными играми, которые можно организовать на улице в любую погоду. К этому же направлению относится кружок «Шахматы», об актуальности этого направления спорить не приходится. «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы». (В.А.Сухомлинский.) На занятиях на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и наиболее полному раскрытию творческих способностей каждого ученика. Дети учатся по правилам играть партию от начала до конца, добиваться хороших результатов на школьных турнирах. Игра в шахматы расширяет кругозор, активизирует мыслительную деятельность маленьких детей. Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту неотъемлемой частью образовательного процесса в школе является организация внеурочной работы, которая объединит все виды деятельности школьников. Заинтересованность школы в организации внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Перед школами поставлены серьёзные задачи – вырастить новый тип ребёнка – способного нестандартно действовать в нестандартных условиях, умеющего и желающего приобретать знания самостоятельно. А в условиях коррекционной школы с ограниченными возможностями здоровья – это ещё и ранняя социализация ребёнка через развитие его личности. Мы не ставим своей целью формирование личности детей с заранее заданными свойствами, качествами, подготовленностью, а только лишь создаём условия для полноценного развития возможности стать личностью, для реализации потребности личности в самоизменении, самоопределении и самоактуализации. Необходимо, чтобы каждый из участников образовательного процесса стал активным его членом. Разумеется, при одном условии – ребёнок сам, добровольно должен захотеть принять в нем участие. Педагог или воспитатель не может навязать ребенку участие в деле, у них есть возможность только мотивировать его.