ИНТЕРАКТИВНАЯ ИНФОГРАФИКА В ДОУ: НОВЫЙ ТРЕНД В МНЕМОТЕХНИКЕ
Михайленко Ирина Владимировна воспитатель ДОУ МБДОУ № 61 г. Апатиты Мурманской области
Инфографика - это технология подачи информации в виде визуальных образов. Основная цель инфографики - совершенствование процесса восприятия информации, объяснение сложной информации простыми образами, а также передача данных в кратком и необычном виде. Принципы создания инфографики: актуальность, лаконичность, образность, последовательность и, конечно, эстетичность. От переизбытка информации в нашем современном образовании появилась потребность кратко и интересно излагать учебный материал. Согласно статистике, 90% информации, которую мы помним, основывается на визуальном восприятии, поэтому можно легко понять, почему такое простое и наглядное средство визуализации данных, как инфографика, выделяется среди других средств обучения. То есть инфографика, как метод обучения, способствует лучшему запоминанию информации. Инфографика объединяет визуальные элементы и тексты. Основная цель инфографики - информирование. Существуют: статичная или печатная инфографика - содержащая один слайд без анимированных элементов; динамичная инфографика - это небольшое видео, в котором представлены картинки, видео и текст; интерактивная инфографика – представлена в виде картинки, анимации или видео, а также переходов на дополнительные сведения (она позволяет изменять данные, отображаемые в графической форме). Использование этого метода в ДОУ помогает организовать интересную непосредственно образовательную деятельность, а также повышает уровень мотивации дошкольников к выполнению конкретных учебных заданий. При помощи инфографики, к примеру, один большой рассказ можно легко отразить в одном графическом рисунке. Этот уникальный подход в подаче информации может быстрее привлечь внимание детей и способствовать быстрому запоминанию дидактического материала. Использование наглядности в педагогическом процессе ДОУ способствует обогащению и расширению чувственного опыта детей, структурирует их представления и формирует любознательность. Принцип наглядности непосредственно влияет на результативность и оптимизацию педагогической деятельности, поэтому актуально использование инфографики в ДОУ. Как преподнести материал детям в виде интерактивной инфографики? В настоящее время есть много программ (работа оффлайн) и сервисов (работа онлайн), но самые популярные и простые в использовании: 1.PowerPoint 2.ActivInspire 3.Infogr.am 4.Piktochart.com 5.Prezi.com 6. Datawrapper.de Самая востребованная техника инфографики - мнемо, способствующая быстрому запоминанию информации и ее воспроизведение путём образования ассоциаций. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». В ДОУ педагоги часто используют мнемотехники для заучивания стихотворений и развитию связной речи по опорным картинкам и схемам. Современные информационно-коммуникативные технологии помогают усовершенствовать это направление работы и способствуют созданию интерактивных плакатов. Выбрав вид мнемотехники (квадраты, дорожки, таблицы) мы с помощью знакомой программы или сервиса можем создать удобное дидактическое пособие, причем абсолютно бесплатно. Интерактивные мнемоматериалы очень яркие и эстетически оформлены, а интерактивность переходов или подачи инфографики повышает мотивацию детей к обучению. Дети даже не замечают времени на таких занятиях, потому что педагогический процесс проходит увлекательно, зрелищно, в форме игры. Применение интерактивной инфографики активизирует дошкольников, возбуждает их внимание и делает занятие более интересным. Инфографика наряду с наглядной, иллюстративной функцией выполняет еще и познавательную, служит инструментом познания. Как любая работа, инфографика строится от простого к сложному. Ее можно разделить на три этапа: I этап (3-5лет): Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе педагог предлагает и объясняет детям значение символов. Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов. II этап (5-6лет): знакомство детей с инфографикой - более усовершенствованный вид мнемотехники, начинается в старшей группе. Сначала предлагаются детям символы для обозначения формы, величины, действия с предметом. На этом этапе ребята составляют рассказ по схемам из 5-6 символов, кодируют информацию вместе с педагогом. Когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно подключать их к самостоятельному созданию символов, предлагать ребятам помочь «спрятать» слово в картинку. Такое своеобразное кодирование вызывает эмоциональный отклик и способствует лучшему запоминанию информации. Например: как мне нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом вместе выбирается наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «гантеля». На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа - «Подскажи словечко»; - «Скажу по - другому» (синонимы); - «Скажи наоборот» (антонимы). III этап (6-7лет): В подготовительной к школе группе начинается работа с тематическими картами. В центре карты размещается изображение по обсуждаемой теме, а дети перекодируют запомнившуюся информацию, с помощью графических символов. Технология позволяет проявить ребенку инициативу, дети учатся мыслить критически, формулируют нестандартные, креативные идеи. Педагог наталкивает детей, помогая мыслить критически, задавая открытые вопросы: «Какие у тебя мысли по этому поводу? Как ты думаешь, что здесь происходит?». Поддерживаем инициативу ребенка: «Это интересно. Расскажи, почему ты так изобразил». Используем фразы, как «Мне интересно услышать твое мнение об этом», «Как бы ты решил эту проблему?». Задавая такие вопросы, мы поддерживаем ребенка, но, вместе с тем, даем не так много информации, чтобы в итоге не получилось, что мы решили задачу вместо него. Поощряем нестандартное мышление.Позволяем детям думать по-другому.Мы можем помочь своим детям развивать навыки критического мышления, направляя их на поиск дополнительной информации. Например, «Как мы можем больше узнать об этом? Твой папа много знает на эту тему. Может быть, спросим у него?» Мы не преподносим воспитанникам готовый графический материал, а даем им необычное задание - они делают свою собственную инфографику. Дети работают с большим количеством информации, и сами решают, какой символ лучше отображает информацию. Происходит развитие их способностей к визуальному мышлению, обработке информации. При создании общей тематической карты развиваются навыки взаимодействия и сотрудничества - договариваясь, дети приходят к общему мнению, чтобы карта была понятна всем. Ребенок может сам, с опорой на тематическую карту, раскрыть тему или понятие. Использование инфографики помогает эффективно организовать не только непосредственно образовательную деятельность, но и режимные моменты: сиспользованием технологических карт составлен режим дня, где дети могут отследить последовательность действий. Утренняя гимнастика тоже сопряжена работой с технологическими картами: дети по схематическому изображению выбирают вид гимнастики: с элементами ритмики, с оздоровительной пробежкой, с музыкальным сопровождением и т.д. Разные виды физкультминуток тоже возможно зашифровать с помощью символов: ребенок вытягивают одну из карточек, «читает» информацию по ней и вместе с воспитателем проводит соответствующую физкультминутку. Варианты использования инфографики в организации образовательной деятельности многогранны! Где еще можно использовать инфографику? 1. Для представления личного педагогического опыта. Понятные графики и диаграммы лучше воспринимаются и запоминаются. Это способ делиться опытом и результатами исследований. 2. В работе с родителями. Информационные стенды станут намного интереснее, если они будут наполнены инфографикой. Ведь наша задача донести до родителей определенную информацию в простой, доступной форме. Яркие картинки, заменяющие текст, облегчают восприятие и усвоение информации.