УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Таймусова Екатерина Валерьевна студент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
СТАТЬЯ: «УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» Методы сотрудничества в обучении и в целом в образовании являются объектом исследования многих наук, в первую очередь, педагогических наук. Педагоги исследуют специфику и особенности общения младших школьников со сверстниками, сравнивая с общением с взрослыми, в том числе членами семьи, учителями. Авторы многих исследований отмечают, что способы деятельности, которые ребенок постигает с взрослым, он воспроизводит со сверстниками в совместной познавательной, учебной, игровой и другой деятельности, где отсутствует регламентированное взаимодействие, и школьник строит свое поведение на основе собственных побуждений и учета своих возможностей. Поэтому учебное сотрудничество является очень актуальной темой для многих педагогов, ведь оно присутствует в жизни школьника на постоянной основе. Г.А Цукерман считает, что «…формам взаимодействия первоклассника надо учить специально в сотрудничестве не только с учителем, но и с другими детьми», а также задается вопросом «Делает ли это современная начальная школа?» [9]. Г.Н. Климанова считает, что сотрудничество – это такое взаимодействие, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет. По ее мнению, сотрудничество предполагает оказание участникам деятельности взаимного содействия в ходе решения ими какой-то задачи, движения к определенной цели[2]. Сотрудничество младших школьников затрагивает многие сферы, а также влияет на формирование всесторонне развитой личности, а это основная цель в работе школы. Перед учителем стоит задача – поиск новых способов увеличения качества обучения, повышение уровня обученности, формирование высоких личностно-нравственных и духовных качеств. В настоящее время общеобразовательная школа ищет наиболее результативные методы обучения и воспитания. Организация сотрудничества в учебной деятельности младших школьников показала большие возможности этого типа взаимодействия. Общение и совместная деятельность со сверстниками – один из основных факторов психического развития ребенка, необходимое условие наряду с общением с взрослым. В течение всего школьного обучения развитие учащихся происходит через развитие отношений между ними[1]. Ещё с дошкольного возраста дети состоят в двух системах отношений в социуме: с взрослыми и со своими сверстниками. Переходя из дошкольного учреждения в школу, обе системы сохраняются, но видоизменяются. Стиль отношений учителя и ребёнка, особенно на начальном этапе обучения определяет отношение ребёнка и к родителям, и к детям, поэтому реальное сотрудничество и партнёрство ученика и учителя является неотъемлемым условием для становления партнёрских отношений учеников друг с другом. Таким образом, можно говорить, что актуальность данной статьи обусловлена вышеупомянутыми факторами. Целью исследовательской статьиможно обозначитьрассмотрениедеятельности по учебному сотрудничеству младших школьников. Для достижения цели исследования, следует решить следующие задачи: - Рассмотреть понятие учебного сотрудничества; - Определить факторы успешного сотрудничества младших школьников; - Выявить возможности развития сотрудничества младших школьников в условиях школы. Сотрудничество — это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т.е. овладеть определенными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей) [3]. В процессе индивидуальной работы дети стремятся к достижению личных целей, не обращая внимания на внешние факторы, в том числе и окружение. Поэтому для школьника важны только его собственные успехи или неудачи, а то, что происходит у других- для него не имеет значения. При сотрудничестве ситуация имеет противоположную сторону. Таким образом, ребенок учится не только делать и выполнять задачи, но и думать о других. Поэтому стоит отметить, что главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Перечислим основные принципы обучения в сотрудничестве: 1. Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе: - единой цели, которую можно достичь только сообща; - распределенных внутригрупповых ролей, функций; - единого учебного материала; - общих ресурсов; - одного поощрения на всех. 2. Личная ответственность каждого. Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей. 3. Равная доля участия каждого члена группы. Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты. 4. Рефлексия — обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования[4]. Важно, что перед группой стоит двойная задача: с одной стороны, академическая — достижение познавательной, творческой цели, а с другой — социальная или, скорее, социально-психологическая, которая заключается в реализации в ходе выполнения задания определенной культуры общения. В ходе обучения в сотрудничестве учитель контролирует не только успешность выполнения задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу. Если говорить о сотрудничестве, то стоит отметить, что в начальной школе активное сотрудничество происходит и с родителями. Такое сотрудничество реализуется в рамках учебной и внеурочной деятельности, что также влияет на детей и позволяет сформировать личностные и учебные качества. Таким образом, можно говорить о том, что современной школе необходимо более тесное сотрудничество с семьей на основе субъект-субъектных отношений, активное включение родителей в управление образовательной организацией, обсуждение вопросов и проблем воспитания и обучения ребенка в интерактивных формах: дискуссии, деловые игры, творческие группы и т.д., наполнение их современным содержанием. Именно такая система взаимодействия педагогов, детей и родителей может способствовать повышению качества воспитания и обучения ребенка. Также благодаря реализации проектов взаимодействия школы с родительской общественностью, у школьников происходит формирование и развитие личностных качеств: – патриотизм (включающий любовь к своей Родине, народу, гражданственность); – любознательность (как обобщенная характеристика наличия активного стремления к получению знания); – ответственность (включающая обязательность, к примеру, в выполнении правил здорового и безопасного образа жизни, организованность, самостоятельность); – уважение и принятие ценности семьи и общества (умение считаться с мнениями, интересами других людей, толерантность); – доброжелательность (как высоконравственное качество); – общительность (включающая коммуникативность и коммуникабельность); –творческая направленность (стремление к созданию чего-то нового) [7]. Все эти качества могут развиваться в рамках организации мероприятий с родителями, где дети берут на себя ответственность за какую-либо сферу, где им поручают важные поручения, которые они должны выполнить. Например, такое качество как любознательность очень активно будет развиваться у школьников, если в рамках проекта будет организовываться викторина для школьников и родителей. Патриотизм развивается у детей, когда проводятся экскурсии по родному городу, в рамках патриотических мероприятий, посвященных Победе в Великой Отечественной войне. А любая подготовка к соревнованиям, классным часам, акциям и другим совместным мероприятиям развивает у учащихся творческие способности и креативное мышление. Родители и педагоги заинтересованы в том, чтобы досуг и учебная деятельность у школьников проходила насыщенно и ярко. Поэтому в рамках проектной работы, обычный классный час приобретает новые краски, в рамках которого проводятся квесты для детей и родителей, дети устраивают свои викторины для учителей. Большое место в жизни младших школьников занимает игровая деятельность. В процессе сюжетно-ролевой игры дети могут овладеть теми качествами личности, которые привлекают их в реальной жизни. Например, школьник, который плохо учится, берёт себе роль отличника и старается, выполнив все игровые правила, полностью соответствовать роли. Такая ситуация будет способствовать усвоению младшим школьником требований, которые необходимо соблюдать, чтобы стать успевающим учеником. Самостоятельность проявляется и развивается в выборе и в развёртывании сюжетов ролевых игр, в умении принимать решения в различных ситуациях, а также контролировать свои действия и поступки. На развитие самостоятельности младших школьников также влияет включение их в игровую деятельность при реализации проектов. Для этого учитель составляет поисковые игровые задания для разного рода продуктов учебной деятельности, оформленных в процессе проектной деятельности. Такое сотрудничество имеет место быть в каждой школе, и оно очень влияет на учебную деятельность младших школьников. Поэтому учебное сотрудничество может предполагать и взаимодействие в рамках мероприятий, которые сказываются на знания и качествах личности каждого школьника. СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ 1. Крупенина М.В. В борьбе за марксистскую педагогику / М.В.Крупенина, Шульгин В.Н. М.: Работник просвещения, 1929. 185с. 2. Крушельницкая, О.И. «Все вместе» Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству О.И. Крушельницкая, А.Н.Третьякова. - Москва: Сфера, 2004. 295 c. 3. Крылова Н.Б. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования. 2007. С.9-15. 4. Пардаева М.Ф., Исамова П.Ш. Роль методов обучения в сотрудничестве при изучении иностранных языков и развития коммуникативных навыков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №3-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-metodov-obucheniya-v-sotrudnichestve-pri-izuchenii-inostrannyh-yazykov-i-razvitiya-kommunikativnyh-navykov (дата обращения: 12.06.2022). 5. Сатарова Е.Г. «Метод проектов в трудовой школе» (1926) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. четвертый, 2003. 120 с. 6. Свечникова К.Л. Метод проектов в истории советской школы//Наука об образовании. 2007. С.109-115. 7. Ширина, О. А. Перечень личностных качеств младших школьников / О. А. Ширина. // Молодой ученый. 2017. № 32 (166). С. 108-112. URL: https://moluch.ru/archive/166/45368/ (дата обращения: 26.04.2022). 8. Шульгин В.Н. Основные вопросы социального воспитания / В.Н.Шульгин.-М.: Раб. просвещение,1924. 126с. 9. Цукерман, Г.А. Обучение учебному сотрудничеству /Елизарова Н.А. // Вопросы психологии.1993.№2. С.45.