Защита чести и достоинства преподавателя: мнения юриста, эксперта, подписчиков
В начале марта в Госдуме предложили обеспечить на законодательном уровне охрану чести и достоинства преподавателей. Мы рассказывали вам об этом новости, но теперь хотим более подробно остановиться на законопроекте и осветить популярные (и не очень) мнения.
Инициатором законопроекта стал вице-спикер Госдумы от ЛДПР Борис Чернышёв, который предложил внести поправки в закон «Об образовании» – дополнить строчкой про «защиту чести и достоинства педагогических работников» статью 3 обозначенного закона, где перечисляются принципы, на которых основываются государственная политика и правовое регулирование в образовательной сфере. Принцип о защите чести и достоинства стал 13-м по счёту. В пояснительной записке Чернышёв отметил, что педагоги имеют «моральные обязательства и ответственность перед всем обществом», однако наблюдается колоссальное снижение престижа этой профессии (3,19 балла из 5 по исследованиям ВЦИОМа). Нередкими являются случаи вмешательства в частную жизнь педагога, а развитие интернета, социальных сетей только усугубляет эту ситуацию.
Ранее подобные законопроекты не появлялись, не брались во внимание, несмотря на наличие довольно тревожащей тенденции, говорящей о снижении уровня уважения к педагогическим работникам и потере профессионального престижа. Считается, что в настоящий момент ситуация в образовательной сфере действительно обострилась, а педагоги всё чаще и чаще сетуют на нехватку прав и правовой защиты. Поэтому появление законопроекта о защите чести и достоинства преподавателей вполне закономерно, тем более в начавшийся год педагога и наставника.
С этим согласен старший юрист гражданской практики Станислав Попов: «Очень часто школа только и может, что проводить беседы и обращаться в ПДН. А оскорбления или, допустим, слив каких-то фото учителя в соцсети, сталкинг вообще не наказуемы. Статистика преступлений удручает – ударил стулом, толкнул, избил, пырнул ножом учителя... Травля, то есть методичное унижение педагога группой учащихся тоже не редкость».
При этом законопроектом Попов оказался не до конца доволен, аргументируя свою точку зрения неполнотой документа. «Я ознакомился с законопроектом, он недостаточен, – утверждает юрист. – Для эффективной защиты прав учителей в школах, учреждениях СПО, да и в вузах тоже одних изменений в ФЗ «Об образовании» мало. Нужен пакет поправок в уголовный, гражданский и административный кодекс. Возраст и меру ответственности для подростков надо менять. Частичную уголовную ответственность ввести с 12 лет. Расширить и «омолодить» перечень общественных работ». Станислав Попов сомневается, что обсуждаемый законопроект действительно будет иметь практическое значение и поможет учительскому сообществу поднять свой престиж, закрепить принцип невмешательства в жизнь педагога.
Член Национальной ассоциации «Эксперты в образовании» Александра Жигунова считает, что главная проблема, побуждающая к созданию подобных законопроектов, заключается в нехватке социальных педагогов и их загруженности. «Например, в обычной российской школе на 900 учеников трудится лишь один социальный педагог, – поясняет эксперт. – И, кроме работы с учениками, он занимается отчетностью, привлечением детей к участию в разных городских мероприятиях и акциях и пр. Это огромный объем работы. Педагоги работают на износ, при этом в среднем на каждого ученика выделяется 15 минут. Поэтому из общего числа детей выделяют только самые сложные случаи, а мелкие проблемы остаются для самостоятельного решения». Таким образом, по мнению Жигуновой, многие проблемные моменты и ситуации, которые могут перерасти в конфликт, игнорируются. Ввиду рабочей загруженности возникает своеобразная «иерархия» проступков и девиаций, из-за которой часто страдает именно педагог.
Член комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова также отмечает, что излишнее внимание к частной жизни педагогов вредит статусу. Однако громкие инциденты в школах, которые фигурируют в СМИ, по её мнению, являются, скорее, исключением, а не тенденцией. Поэтому и необходимости утверждения обсуждаемого законопроекта нет. «Отдельно прописывать в законодательстве защиту чести и достоинства педагогов, в том числе их право на частную жизнь, не стоит, – считает Тутова. – Защиту, согласно российской цивилистике, можно осуществлять в судебном порядке. Думаю, этого достаточно».
Подписчики нашей официальной группы во ВКонтакте тоже высказали своё мнение о законопроекте. Примечательно, что инфоповод сам по себе является положительным – о правовой защите педагогов наконец-то задумались! Однако процент доверия или, правильнее выражаясь, степень веры в реализацию благих намерений среди пользователей невелики. Приведём в качестве примера комментарии наших подписчиков, наиболее полно выражающие кругозор точек зрения.
Анжелика: «Дожили. Права и честь педагогов уже нужно защищать на законодательном уровне. Куда делось уважение, понятие чести? У детей пропали авторитеты, а у родителей чувство ответственности за своих детей...».
Ольга: «Настоящий педагог не нуждается в таком законе. Необходим закон о наказании за хамство и неприемлемое поведение родителей в адрес учителя, школы, сада. Данную проблему можно было бы решить и на уровне учреждения, но директора и заведующие не имеют такого разрешения от вышестоящих и контролирующих ведомств. Словом, возрождение былого авторитета и неприкосновенности учителя, в руках тех, кто высоко и далеко от насущных проблем школы и сада, но данный пост - это небольшая искорка) и как знать, быть может, совсем скоро мы почувствуем былое величие столь важной профессии ПЕДАГОГ!».
Светлана: «Мы же теперь не элита, как было при СССР, а обслуживающий персонал, довели учителя до обслуживания, а теперь в рельсу стучат. Раньше перед учителем благоговели, а сейчас каждая недоучка пытается тебя научить работать. Воспитание начинается с семьи и никакие законы не защитят никого, если у людей в голове разруха, как сказал профессор Преображенский».
Наталья: «Наконец- то мы становимся Людьми! Можем даже купаться в купальнике, ходить в летних открытых платьях!»
Александра: «Не нужно защищать честь и достоинство. Нужно создать устав учащегося и за нарушение этого устава предусмотреть адекватное наказание. Если ученик не хочет учиться и вести себя достойно, отчислять и закрывать доступ к бесплатному образованию. Пусть определяют родители в платные школы. У нас действует очень наказание РУБЛЕМ. Штрафы можно предусмотреть. Тогда родители встанут на сторону учителя очень быстро».
Ольга: «Всё правильно! Такой закон необходим! И конечно он должен распространяться на воспитателей!!!»
Как видим, критики довольно много. Есть процент пользователей, который рад обсуждаемой законодательной инициативе, есть прямо противоположные мнения. Однако больше всего в комментариях подписчиков встречаются мысли, схожие с мнением юриста Станислава Попова: одного закона о защите чести и достоинства преподавателей, к сожалению, недостаточно, и это только крупица того, что государство может сделать для улучшения положения специалистов в сфере преподавания.