«Научились красиво писать отчёты, но при этом замыливать проблемы»: Рособрнадзор о новом подходе к мониторингу системы образования
27 сентября прошла пресс-конференция Рособрнадзора «Аккредитационный мониторинг системы образования» на площадке мультимедийного центра «Известия». Руководитель ведомства Анзор Музаев и Наталья Алтыникова рассказали о новом подходе к мониторингу образовательных организаций и о том, какие проблемы выявлены уже на начальном этап.
— Сейчас настало время честности. Мы научились красиво писать различные отчёты, но при этом замыливать проблемы. Этот мониторинг способен вытащить во внешние контуры различные проблемы системы образования, — отметила Алтыникова.
Мы собрали для вас главные тезисы встречи!
Рособрнадзор планировал сделать процесс мониторинга автоматическим, но из-за разности систем это пока что неосуществимо. Он нужен для помощи тем организациям, у которых есть проблемы, на принятие правильных управленческих решений. Бескомпромиссность будет касаться только тех организации, которые подтасовывали данные.
Мониторинг уже выявил проблемы на федеральном уровне: отсутствие данных, которые нужны для оценки качества образования, трудности в межведомственном взаимодействии, разнородность требований в ФГОС, незнание количества реализуемых программ в системе высшего образования (отсутствие реестра таких программ), сложность в определении ограниченного перечня программ, которые подвергнутся мониторингу.
При наличии сотен образовательных программ в вузах, Рособрнадзор берёт не более 10 самых важных и нужных с точки зрения экономики региона. Но не все ведомства с этим справилась, поэтому сейчас совместно с вузами разработаны критерии отбора этих программ.
В оценке школ наиболее важны показатели результатов ЕГЭ и допусков к ним. Показатели, которые показывают наибольшую эффективность программы – средний балл ЕГЭ и трудоустройство. Это основные показатели, которые заставят вузы «развернуться» к рынку труда региона.
На первом этапе мониторинга не будет «наказательных» мероприятий – необходимо увидеть всю картинку проблем. После у организаций будет три года на развитие, и на следующем мониторинге через три года будут более пристально смотреть за работой организации.
После анализа будет материал, по которому сформируют индикаторы риска. Если организации будут попадать под эти индикаторы риска, то Рособрнадзор имеет право проверить эти организации.
Как можно по одним показателям оценить театральные, медицинские, технические, духовные вузы? Были проведены и проводятся онлайн-встречи с различными вузами, в ходе диалога с которыми были отобраны показатели, адекватные к каждому учреждению. Создание специфических показателей – дальнейшая работа по развитию системы мониторинга.
На сегодняшний день в базах, в которых зарегистрированы все организации, имеющие лицензию гос.образца, зарегистрировались в этом мониторинг 43 795 организаций: 1398 вузов и филиалов, 3366 учреждений СПО и филиалов и 39031 школа.
Аккредитация – бессрочная. Но мониторинг в любом случае будет проходить раз в три года.
Полную трансляцию пресс-конференции можно увидеть в официальной группе Рособрнадзора во ВКонтакте.