Ранняя профориентация дошкольников: зачем, почему и как?
Проблема профориентации – одна из самых общественно значимых и актуальных в любые времена, поскольку во многом от неё зависит степень занятости населения, рынок труда, выявление одарённых и талантливых личностей, чьи умения и навыки можно в профессиональной сфере направить в нужное русло. Именно поэтому мероприятия по профессиональной ориентации зачастую начинают проводиться ещё в период начальной школы. Это позволяет у младших школьников выявить их основные интересы и способности, а также познакомить их с обширной системой профессий, среди которых ребёнок может найти себе занятие по душе. Существует и более ранняя стадия профориентации, которая осуществляется в дошкольном возрасте. Её актуальность и необходимость обоснованы в ФГОС дошкольного образования. Так, например, некоторые цели дошкольного образования носят профориентационный характер:
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности; проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и т.д.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Таким образом, говоря о профориентационных мероприятиях в контексте дошкольного образования, ФГОС закрепляет значимость формирования положительного отношения к труду уже на этапе дошкольного возраста. Это необходимо, во-первых, для формирования надлежащего отношения к предстоящему школьному обучению и, во-вторых, для формирования первичных представлений о системе профессий, трудолюбия, интересов и увлечений. Всё это сформируется в некую базу основных представлений о профессиональной сфере и труде, на основе которой в процессе взросления ребёнок сможет более осознанно и уверенно подходить к выбору профессии, а также анализировать различные сферы профессиональной деятельности. При этом во время формирования системы мероприятий по ранней профориентации дошкольников необходимо учитывать особенности детской психики, свойственные данной возрастной категории. Те методы и приёмы, которые используются во время профориентационных мероприятий на этапе школьного обучения не будут подходить и соответствовать интересам ребёнка-дошкольника. То, что интересно и понятно школьнику, может быть совершенно неинтересно и непонятно ребёнку дошкольного возраста. Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста имеет свою специфику и сложность, и вместе с тем играет огромную роль в формировании базовых представления ребёнка о труде и профессиях. В последствии на эти базовые представления, желания и умения будут наслаиваться новые, углублённые. Однако сама основа формируется как раз-таки в дошкольном возрасте в процессе профориентационной деятельности. Поэтому Высшая школа делового администрирования предлагает курс повышения квалификации«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО». Поможем детям познать себя и мир профессий!